Альбина Рещикова
Музейная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Целью дошкольного воспитания является достижение разностороннего развития ребенка органичным сочетанием в себе интеллектуального и эстетического развития, физического и трудового воспитания.
Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах
Родителям и педагогам необходимо позаботиться об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста. Мы, родители и педагоги, должны приобщать детей к познанию окружающего мира, процессов в нем и законов им управляющих, в доступной и понятной для них форме - музейной педагогике.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. В последние годы появилось много дошкольных учреждений, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Экологическое воспитание посредством мини-музея.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Исходя из особенностей психологии детей пяти-семи лет, музейно-педагогическая работа организуется и проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Дети нуждаются в возможности увидеть то, о чем мы говорим им, лучше воспринимают и надолго запоминают услышанное, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ. Народ не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Надо показывать ребенку, что создано веками, многими поколениями людей разных наций и народов, научать их понимать и ценить прекрасное.
При претворении в жизнь этих задач воспитания не обойтись без музеев. Именно музеи имеют неисчерпаемый ресурс для ознакомления детей с прошлым и настоящим Родины.
При организации мини- музея надо определить тему и название музея, разработать его модель, определить место для размещения экспонатов (чтобы вписывался в интерьер помещений).
Коллекции мини-музея должна постоянно обновляется и пополняется. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников.
Работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:
• приобщение детей к познанию своего края;
• формирование экологической культуры;
• формирование чувства любви к Родине;
• воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
• формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т. д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.
Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.
Хочется пожелать всем успехов в нашем общем деле, творческого труда в воспитании человека, любящего Родину.