Юлия Соколова
Мультстудия как средство организации технического развития и художественно-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В последнее время активно усиливается интерес педагогов в обучении детей дошкольного возраста инженерно-техническому мышлению, развитию творческих способностей средствами ИКТ. Инновационый подход организации «Мультстудии», помогает решить данную проблему. В статье раскрываются вопросы о пользе использования мультстудии в воспитании художественно-эстетического развития детей, а так - же развитии интереса детей к техническому творчеству.
Публикация «Мультстудия как средство организации технического развития и художественно-эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из приоритетных проблем современного образования можно выделить заинтересованность обучающихся в получении инженерно-технических знаний. Как увлечь детей в столь сложное дело? Каким способом сконцентрировать внимание? Этими вопросами педагоги с каждым годом стали задаваться все чаще.
На современном этапе образования одним из главных вопросов стоит развитие инженерно-технического мышления ребенка, к тому же современное поколение детей, теряя интерес к образовательной деятельности, обязывает педагогов найти новые способы развития художественно - эстетического воспитания. Современное государство с годами будет требовать от общества развития «технического» поколения, этот факт обоснован ежегодным развитием комуникационных технологий. Доказывают этот факт нормативные документы, которые являются основополагающими для внедрения STEM-подхода в дошкольное образование, а в частности это: «Закон об образовании в РФ», «Стратегия развития воспитания до 2025 года», программа Российской Федерации «Развитие образования»- 2018-2025, комплексная программа «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в РФ».
STEM (с англ.) расшифровывается как: S – science – наука, T – technology – технология, E – engineering – инженерия, M – mathematics – математика. Введение STEM структуры в образование помогает детям более углубленно и оперативно ориентироваться в потоке массовой информации, пользоваться полученными навыками и знаниями на практике. STEM -образование включает в себя области ориентированные на детское научно-техническое творчество. К сожалению, практика показывает, что в век информационных технологий ребенок воспринимает информацию через короткие яркие вспышки - образы. Это наблюдение обусловлено тем, что часто дома ребёнка ждут электронные гаджеты. Активные просмотры не качественных, сомнительных мультфильмов, телепередач формируют у ребенка привычку к поверхностному восприятию информации. В результате скопления вокруг ребенка информационно-негативного окружения, утрачивается способность к усидчивости, длительному сосредоточению, которые так необходимы при обучении. Современное телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотря телевизор и играют в компьютерные игры, имеют снижение фантазии и творческой активности. Таким детям скучно рисовать, конструировать, лепить, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Специалисты называют такое поведение сформированностью клипового мышления.
Инновационные технологии образования, которые способствуют воспитанию в ребенке критического и креативного мышления, позволяют педагогам реализовать детскую творческую инициативу в техническом творчестве. Одной из ярких для ребенка технологий является мультстудия.
Дети, за исключением факта об ухудшении фантазии, благодаря развитым в 21 веке интерактивным технологиям, с малых лет понимают принципы работы и возможности разнообразных технических устройств. Мультипликация интегрирует в себе практическую, техническую и творческую стороны, позволяя детям изучать инженерию и технические возможности оборудования, а так же мультипликация воспитывает в детях эстетическое восприятие окружения. Результатом мультипликации является media-продукт, который перед демонстрацией заинтересованной публике проходит несколько сложных, но очень творческих и интересных этапов.
Первый этап - идея. Находясь на этом этапе ребенок воодушевляется, его вдохновляет будущий результат. Ребенок представляет картины и образы будущего мультфильма. Педагогам важно направить идею в нужное русло, поддержать инициативу ребенка.
Второй этап - сценарий. На этом этапе юный режиссер уже предполагает, кто будет главным героем, кто второстепенным, как будет выглядеть окружение, и какие диалоги будут между героями. Для педагога важно корректировать диалоги персонажей, добавлять в сюжет познавательную информацию.
Третий этап – визуализация декораций и персонажей. Ребенку на данном этапе открывается выбор стилистики мультфильма, от этого будет зависеть и используемый материал для создания героев и окружения. К примеру: Пластилиновый мультфильм, бумажный, рисованный, LEGO мультфильм и. т. д.
Четвертый этап - распределение ролей. При съемке мультфильма важно педагогу между детьми распределить роли. Для исправного функционирования такого сложного организма как мультфильм, важно назначить оператора, звукорежжисера, художника - постановщика, художника-декоратора, актера звуковой-закадровой сьемки. Мультфильм - это большая командная работа.
Пятый этап - покадровая съемка, озвучивание, монтаж. На данном этапе активно используются технические средства обучения. К техническим средствам обучения относятся : Компьютер, камера, микрофон, различные программы для редактирования. Современным детям особенно нравится этот процесс, данный процесс предполагает работу с техникой, где дети могут показать свой профессионализм. Самым завораживающим и ожидаемым моментом является просмотр итогового медиапродукта, дети испытывают гордость от проделанной работы и положительные эмоции от результата.
Благодаря правильно организованной работе в мультстудии педагогу удастся скорректировать проблемы «клипового мышления» созданные из-за негативного media и video потока вокруг ребенка. Работа в мультстудии требует внимания и концентрации, со временем работы над мульт-проектом у детей пропадает рассеянность, неспособность строить логические связи, неумение воспринимать большие объёмы данных, это заслуга инновационных, интересных для детей способов погружения в рабочую ситуацию, благодаря чему формируется устойчивый интерес к образовательному процессу.
В работу мультстудии происходит постоянное внедрение современных компьютерных технологий, что в 21 веке является ступенью к развитию основ научно-технического прогресса. Мультипликация - несомненно увлекательный процесс, который поможет педагогам найти подход в обучении современных детей.
Список использованных источников:
1. Затеева, Е. В., Трапезникова, О. А. Развитие детской инициативы средствами мультипликации / Детский сад : теория и практика. 2016. №6 (66). С. 70-77
2. Мелик-Пашаев, А. А. Создание мультфильмов, как творческая деятельность детей / Культурно-историческая психология 2014. Т. 10. №4. С. 66-71
3. Муроджходжаева, Н. С. Мультстудия «Мой мир» Методические рекомендации / Н. С. Муроджходжаева, И. В. Амочаева – Москва, 2017. – 69 с.
4. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
5. Ядне, Н. И., Рябова Н. А. Использование современных информационно-коммуникационных технологий при сосздании мультфильмов. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 137-139
6. Распоряжение Автономной некоммерческой организации «Агентство инновационного развития» №172-Р от 01.10.2014 года «Комплексная программа «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ztrc.ru/doc/npa/Kompl-programma.pdf
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506020017
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://edu.ru/abitur/act.30/index.php
Ю. И. Соколова, 2023