Получи документы

Мультисенсорный подход в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

ОГОНЬКОВА ЕЛЕНА
Мультисенсорный подход в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что за последние годы резко увеличилось количество детей с нарушением речевой функции. Поэтому хочется отметить важность анализа речевых нарушений и поиск методов их коррекции. В нашей стране, как и во всем мире, ученые занимаются изучением мозга. Речь является важнейшей, если не главной из его функций. Таким образом, своевременная, профессиональная, индивидуализированная коррекция нарушений речевой функции, является одним из важнейших действий учителей-логопедов совместно с другими специалистами, для формирования психики, социальной и профессиональной коммуникации будущих граждан нашей страны. Никита Михалков: «Сегодня дети, завтра – народ».

Публикация «Мультисенсорный подход в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста» размещена в разделах

От уровня развития речи и вербально-логического мышления зависит, насколько успешным будет процесс обучения детей в школе, насколько они смогут эффективнее вступать в коммуникацию с окружающими их людьми.

Природа наделила организм человека органами чувств, такими как – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие. Теперь принято называть их сенсорные органы (от латинского sensus – чувство, ощущение, восприятие). Именно благодаря им ребенок познает мир, учится говорить. Сенсорные системы дают мозгу разнообразную информацию, которая усваивается в когниции (лат. Cognition – познание). Когниции формируют компетенции (лат. competere – соответствовать, подходить).

В свою очередь компетенции формируют коммуникации (лат. communico – передача, сообщение, делаю общим, которые определяют и делают возможной жизнь в социуме.

Понимание этого позволит нам применить в своей практике мультисенсорный подход в процессе коррекции речевых нарушений у детей. Проще говоря, сочетая, чередуя и периодически тормозя или «выключая» одну или более из сенсорных систем мы достигаем лучших результатов.

Применение методов логоритмики, нейройоги, кинезиологии в комплексе мы и можем назвать мультисенсорным подходом коррекции речевых нарушений.

Особо, хочу отметить, что управляемое торможение или «выключение» одной из сенсорных систем делает возможным усиление других задействованных в комплексе сенсорных систем.

Например, во время занятий по логоритмике кратовременно выключается звук, а занятие продолжается. Это способствует улучшению визуально – моторной концентрации внимания у детей.

Другой вариант – повторение движений с закрытыми глазами, не выключая музыку, закрепляет мышечную память, развивает вестибулярный аппарат и равновесие.

Или другой пример – при проведении занятий нейройоги, предлагаем повторить движения с закрытыми глазами, продолжая говорить. Подключаем музыку, как фон или как ритм и т. д.

Эта методика дает широкую возможность варьирования и индивидуализации. И в конечном итоге способствует улучшению качества коррекции речевых нарушений. Используя эти методы воздействия - важно включать в занятия элементы мелкой моторики. Потому, чем больше ребенок делает разнообразные движения пальцами, тем эффективнее будет результат развития его речи. В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Ученые–нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Изучая связи между мозгом и телом, ученые во всем мире независимо друг от друга приходят к одному выводу: движение необходимо для обучения. Оно пробуждает и активизирует многие умственные способности. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют процессы, которые увеличивают число нервных связей в мозге.

Одним из методов мультисенсорного подхода, является метод применения логоритмики. Занятия по логоритмике строятся на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами. Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением, это методика, опирающаяся на связь слова, движения и музыки. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Цель логоритмических занятий – преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Таким образом, воздействие логоритмических музыкальных занятий, действительно помогает ребенку с речевыми недостатками.

Известно, что у значительной части детей с речевыми нарушениями имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. В результате, музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе.

При подборе приемов, материала, методик мною изучено большое количество литературы. Мне необходимо было найти что-то близкое и понятное детям, упражнения должны были давать результат и воздействовать на все психические процессы, а особенно на речь. В работе используются:

1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту, а так же оказывает профилактическое действие. Музыкальным материалом для данного вида деятельности служат дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки. С удовольствием дети участвуют в играх с мыльными пузырями.

2. Пение и движение под музыку, улучшающие дикцию и координирующие слух и голос. Игры с вокальным исполнением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. На данном этапе уделяется внимание формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению.

3. Следующие очень любимы детьми – это ритмические упражнения. У детей, имеющих речевую патологию, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - простые рифмы, имена, считалки, дразнилки, поговорки и т. д. С помощью данных приемов воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции.

4. Речевая декламация. Ритм имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритмические упражнения и различные типы движений развивают эмоциональную сферу. Очень важным элементом являются именно игровые методы работы с детьми. В процессе игры легко вырабатываются навыки согласованных действий, концентрируется внимание, дети легко ориентируются в пространстве и происходит все это очень естественно, без всякого давления на ребенка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.

5. Развитие фонематического слуха в музыкально – дидактических играх формирование чувства музыкального ритма, метра и темпа. Большое значение имеет национальная основа музыкального воспитания, использованию родных ребенку мотивов и звуков. Именно фольклор русского народа в качестве музыкального материала подходит боле всего, в ход идут хороводы, элементарные танцевальные узоры, инструменты – ложки.

6. Также дети с удовольствием принимают участие в театрализации песен, сказок, украшенных выразительной мимикой, жестами, актерским исполнением. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.

Мною отмечено, что при применении приемов логоритмики улучшается общее эмоциональное состоянии детей, исполнение качества их движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, развитии ощущений, восприятий и стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). В результате у детей наблюдается положительная динамика по звукопроизношению, в звуко-слоговой структуре слов, речь детей становится более выразительной и эмоциональной, словарный запас увеличивается, а главное они не чувствуют внутреннего, психологического дискомфорта по причине какого-либо речевого недостатка.

Следующим из методов мультисенсорного подхода, может использоваться метод применения нейройоги.

Нейройога базируется на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода – нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть методики хорошо изложена в ее книге «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья».

Система нейройоги – это целая система, включающая в себя: простые разминки, растяжки с элементами суставной гимнастики, самомассажи, глазодвигательные упражнения, артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию общей и мелкой моторки ребенка, по правильному дыханию, упражнения, позволяющие активизировать процесс социализации и в заключении обязательная релаксация. Что же в результате дает каждое из этих составляющих частей?

1) Простые разминки, простые растяжки с элементами суставной гимнастики обеспечивают "включение" организма в само занятие, закладывание положительного настроя на весь предстоящий комплекс, происходит тренировка вестибулярного аппарата, способствуют улучшение гибкости позвоночника, происходит общее укрепление мышечной системы организма ребенка.

2) Самомассажи призваны научить ребенка знать свои части тела необходимы для того, чтобы мышцы подготовились к нагрузке и повысить энергетический потенциал, обеспечивая прилив энергии.

3) Глазодвигательные упражнения обеспечивают расширение поля зрения, улучшение восприятия в целом, улучшая процесс обучения, благотворно сказываются на повышении уровня внимания, а так же способствуют развитию межполушарных взаимодействий.

4) Артикуляционная гимнастика включает в себя общее развитие речевого аппарата, произнесение определенных звуков, выработку звукоподражания, расширение словарного запаса, улучшение произношения, четкости и скорости речи, научение проговариванию скороговорок.

5) Упражнения по развитию общей и мелкой моторики ребенка положительным образом сказываются на развитии межполушарного взаимодействия, высших психических функций, формировании умения контролировать свои действия, что в свою очередь развивает структуру лобных долей мозга, а так же активизирует работу вестибулярного аппарата, позволяет снять излишнее напряжение мышц, либо улучшить работу ослабленных мышц.

6) Упражнения, позволяющие активизировать процесс социализации помогают ребенку в развитии коммуникативных навыков, оказывают участие в развитии внимания, а так же снижению импульсивности, агрессии и гиперактивности.

7) Упражнения по развитию дыхания помогают детям с гиперактивностью и импульсивностью, они оказывают успокаивающее действие, концентрируют внимание, за счет дыхательных упражнений увеличивается объем легких и улучшается работа системы кровообращения, улучшается общее состояние организма.

8) Релаксация - это в первую очередь отдых после целого комплекса упражнений, который расслабляет все мышцы в организме, способствует переключению на обычную деятельность, а так же снимет общее напряжение.

Нейройога – уникальный метод воспитания и развития ребенка, позволяющий выполнять полезные упражнения, развивающие мозг, и играть одновременно.

Это сочетание наилучших нейропсихокоррекционных методик и упражнений йоги, которые в комплексе способствуют физическому развитию ребенка, обеспечивают эмоциональное равновесие, повышают уровень умственных способностей, улучшают самоконтроль, память и внимание, укрепляют моторику, «учат» мозг ребенка эффективно работать в любых ситуациях. Используя этот метод, занятия проходят в форме игры. Дети отправляются в путешествия, где они встречаются с различными диковинными животными, выполняют их задания, ползают и ходят как они, потягиваются. Иногда сворачиваются в комочек, глядят «во все глаза», глубоко дышат и обязательно отдыхают.

Следующим методом, на который можно опираться в коррекционной работе, является метод применения кинезиологических упражнений.

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Именно комплексы кинезиологических упражнений - система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому ребенку. Эта простая гимнастика развивает и правое и левое полушарие головного мозга одинаково. Эти упражнения помогают ребенку быть более успешным.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог сначала сам осваивает все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучает каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия. Такие занятия проводятся также в игровой форме. Строятся на принципах от простого к сложному.

Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Её задачами являются: развитие межполушарной специализации, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи и развитие мышления.

Этот метод позволяет широко использовать пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мышц рук и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Ребенок может выполнять упражнения, как самостоятельно по памяти, так и вместе со взрослым. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Развивающая кинезиологическая деятельность как нельзя лучше справляется с задачами, которые мы ставим перед собой в своей работе, что подтверждается опытом и результатами обследования.

В заключении хочу отметить, что опыт применения мультисенсорного подхода коррекции речевых нарушений у детей с управляемым «выключением или торможением» сенсорных систем дает возможность достигнуть лучших результатов в настоящее время, когда число и тяжесть речевых нарушений растет.

Следует отметить, что мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Использование в работе мультисенсорного подхода к организации образовательного процесса открывает перед педагогом огромные возможности для стимуляции деятельности всех органов чувств каждого ребёнка, что в свою очередь, способствует увеличению усвоения дошкольником полученной информации, раскрепощает ребёнка, делает мир вокруг ярким, интересным и доступным.

Список литературы

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Владос, 2002.

2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3– 4 лет. – М. : Сфера, 2006.

3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2002.

4. Кузнеченкова С. О. Нейройога. Воспитание и развитие ребёнка с пользой для здоровья. – М. Речь, 2010.

5. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Р., 2000.

6. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мультисенсорный подход в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 сентября 2020 в 10:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мультисенсорный подход в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ОГОНЬКОВА ЕЛЕНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД