Вера Астапова
Мультипликационная студия в детском саду как средство всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время технического прогресса в обычную жизнь все больше входят компьютерные технологии. Это открывает большие возможности во всех сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми дошкольного возраста.
Одной из основных задач педагога является подбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно таким удивительным и уникальным средством всестороннего развития личности ребенка является создание мультфильмов. Анимация – один из любимых жанров у детей. Мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения [3]. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, так и для последующего обучения в школе, облегчая социализацию ребенка. Анимация – очень интересный, с богатой историей, постоянно развивающийся вид информационных технологий. Она знакомит детей с многообразием видов искусств, учит разнообразным приемам и методикам без посещения специальных школ или курсов. На занятиях ребёнок имеет возможность познакомиться с живописью, с графиком, с фотографией, скульптурой, «оживить» своих героев, придумывая персонажа, его характер.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мультипликация, анимация. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Консультации для педагогов
- Мультипликация. Методические материалы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Традиционно мультипликационные фильмы создавались в профессиональных мультстудиях, и имели сложную технологическую базу, позволяющую снимать фильм на киноплёнку, обрабатывать её, печатать, монтировать, озвучивать, делать копии и т. д. Такая база должна была иметь большое количество оборудования и располагать соответствующим количеством специалистов [1]. На создание одного полноценного мультфильма, длительностью 30 минут у профессионалов уходит несколько месяцев. В детской мультипликации дело обстоит иначе. Здесь важно не сколько качество продукта, сколько сама работа в команде, динамика психической деятельности ребенка (эмоциональная сфера, личностная, познавательная).
Работа над мультфильмом происходит в несколько этапов:
1. Идея.
2. Придумывание сценария.
3. Определение главных и второстепенных героев мультфильма, декораций для съемки.
4. Выбор и поиск материалов для изготовления декораций, героев мультфильма.
5. Создание самих декораций и героев мультфильма.
6. Распределение ролей (кто снимает, кто переставляет героев, кто озвучивает их).
7. Съемка.
8. Озвучивание.
9. Оформление мультфильма (титры, музыка).
Идея мультфильма появляется в процессе изучения определенной темы, чтения художественной литературы, возникновения проблемной ситуации. Сценарий мультфильма, как правило, короткий и понятный детям. Выбор материалов для создания декораций и героев зависит от самого сценария и его возможного воплощения, характера героев мультфильма, а также умений самих детей технически их изготовить. В процессе работы педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи [2].
Редкий мультфильм обходится без звукового сопровождения, так как оно способствует раскрытию художественного замысла, обогащает характеры героев, создает нужную эмоциональную атмосферу. Звук воздействует на восприятие, задает настроение, поэтому с озвучкой изобразительный ряд мультфильма сразу «оживает», очень скоро у зрителя устанавливаются определенные ассоциации, возникают чувства и он уже начинает переживать за персонажей.
Звуковое решение мультфильма зависит от типа сюжетной линии и анимационной техники. Для достижения правдивости действия и повышения динамичности сцены мультипликаторами привлекаются звуки, шумы, речь и музыка. В некоторых случаях они идут фоном на протяжении всего мультфильма, иногда появляются только в отдельных эпизодах, либо звучат лишь в начале или в конце.
Звуковое сопровождение обязательно должно быть ярким и необычным. Благодаря современным технологиям перед создателями мультфильма раскрываются большие возможности для поиска всех необходимых аудиофайлов. К примеру, в интернете в открытом доступе находятся многочисленные коллекции бесплатных звуков, шумовых эффектов, сэмплов и музыки. К тому же многое могут записать самостоятельно сами педагоги вместе со своими воспитанниками, используя любые звукозаписывающие устройства. С помощью гаммообразных пассажей на ксилофоне и металлофоне дошкольники изображают восходящее либо нисходящее движение предмета или персонажа на экране, на маракасах исполняют шорохи и шелесты, на треугольниках играют прозрачную мелодию льдинок, грохот барабанов превращается у них в раскаты грома, а хрустальный звон колокольчиков воссоздает картину весеннего неба.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей [4]. Во время работы над мультфильмом у ребенка формируется не только умение работать с различными материалами, подбирать цветовое оформление сюжета, определять приемы для достижения выразительности сюжета, но также идет процесс распознавания разных эмоциональных состояний. У детей вырабатываются чувства сострадания, сопереживания, стремление оказать помощь, что несет положительный момент в коммуникации, в умении сотрудничать, формируя при этом и другие навыки.
Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решить многие задачи, так как предполагает интеграцию таких образовательных областей как художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность. Кроме того, в процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки с учетом этапов работы и в соответствии с сюжетом [5]. Развитие эмоциональной сферы и творческой активности, повышение интереса к разным видам искусства, коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения – все это продуктивные результаты, которые достигаются в процессе работы над мультфильмом.
Список литературы.
1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009г. № 6. 43 с.
2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика-Синтез, 2008г. — 112 с.
3. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013г. № 8. 20 – 23с.
4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. — М. : Просвещение, 2007г. 175 с.
5. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006г. 64 с