Свиридова Александра Олеговна
Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ. Опыт работы
Воспитатель: Смотрова Александра Олеговна.
МОУ «Начальная школа «Мозаика» с. Таврово» Белгородского района Белгородской обл.
Согласно статистике, сегодня в России
насчитывается более 2 миллионов детей
с ограниченными возможностями здоровья,
из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью.
Ежегодно численность данной категории детей
увеличивается.
Публикация «Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, Опыт работы» размещена в разделах
Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Что означает аббревиатура ОВЗ?
Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья.
К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. В ДОО обучение детей с ОВЗ и инвалидностью организуется в группах разной направленности.
Во второй младшей группе группе комбинированной направленности воспитывается один ребенок имеющий статус заболевания РАС. В соответствии с направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа по созданию специальных образовательных условий.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО
При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:
• организация пространства;
• организация времени;
• организация социального окружения
Организация пространства
Пространство,организационное для с детьми, имеющими РАС, характеризуется :
- привлекательностью ;
- упорядоченностью ;
- немногочисленностью.
Организация по времени
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени.
В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы:
— различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка —прогулку, глубокая тарелка — обед и т. д.)
Работа по организации режима дня, использование расписания
Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, необходимо соблюдать следующие правила:
• Задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными.
• Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно.
• В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности.
• При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную
в расписании.
• Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.
• Выполнение всех заданий, включенных в расписание, — обязательно.
Таким образом, грамотное построение и организация пространства и времени поможет добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками с РАС. Организация социального окружения
Ребенку с РАС необходима спокойная обстановка, соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов.
Пространство нашей группы условно разделено на функциональные зоны:
– Для индивидуальных занятий
- для групповых занятий
- зона игр
- зона отдыха и сенсорной разгрузки
- обеденная зона.
Туалетная комната рядом, у нас есть возможность проконтролировать посещение или помочь ребенку.
Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется.
Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Нами проводятся индивидуальные консультации с родителями воспитанника. Целью консультирования является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам.
Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы.
Задача специалистов- максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.
Хорошие отношения специалистов и родителей являются существенным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для работы в партнерстве.
Наш воспитанник поступил в наше ДОУ 1,5 года назад. За это время он научился выполнять инструкции, приобрел бытовые, гигиенические навыки. Ребенок называет свое имя. Слова такие как: да, нет дай пить. Различает фигуры, называет цвета. При этом ребенок хорошо знает цифры (счет от 1 до 10) и буквы (алфавит).
Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, создав специальные дополнительные условия в предметно- пространственной среде, можно минимизировать ограничения, обусловленные трудностями ребенка в социализации.