Ирина Салабаш
Открытое воспитательное занятие «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Широкая Масленица»
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
• познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
• познакомить с русским народным фольклором;
• развивать речь;
• заучивать заклички, поговорки;
• воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
Образовательные:
- Создать условия для расширения знаний учащихся о русской культуре.
Публикация «Открытое воспитательное занятие „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Коррекционно – развивающие: коррекция и развитие произвольного внимания, логического мышления учащихся; формирование познавательных процессов, развитие коммуникативных навыков, умения принимать оптимальные решения, работая в группе.
Воспитательные : Воспитывать уважение к укладу жизни, быту своих предков; внимательное отношение к мнению товарищей при работе в парах, взаимопомощь.
Оборудование:
o аудио/видео файл «Масленица»,
o слайд-шоу по воспитательному занятию «Масленица»,
o индивидуальные карточки-задания,
o инвентарь для подвижных игр (для дидактических игр).
Используемые технологии:
o ИКТ (компьютер, проектор, видео, слайд-шоу,
o Личностно – ориентированный подход (поощрение наиболее активных учеников,
o Групповая технология (карточки – задания, технологические карты, раздаточный материал,
o Игровая технология (занимательные задания, дидактическая игра,
o Здоровьесберегающие технологии.
Материалы: иллюстрации, картинки о проведении праздника, ножницы, клей, цветная бумага, ленточки, трубочки.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, заучивание закличек. Рассматривание иллюстраций о народных праздниках.
Ход занятия:
Воспитатель : (Вступление с музыкальным сопровождением)
Эй! Веселей собирайся народ,
Нынче Масленица идёт
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собою захватите.
Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей.
Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким.
В этом году мы будем праздновать Масленицу с 11 по 17 марта. И вот, в преддверии праздника, наше сегодняшнее воспитательное занятие мы посвятим Масленице.
– А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?
Этим символом солнца провожали зиму и встречали весну. Наши предки, восточные славяне, в 9 - 10 веке поклонялись богу солнца – Яриле. И, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило - Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Каждый день масленой недели отмечался по - разному, но всю неделю народ веселился и ел блины.
Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица.
— С давних времён Масленица — самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование начиналось по строго расписанному порядку. Масленица длится целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
-Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы».
Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы. В этот день наряжается соломенная кукла и устраиваются застолья с разными сладостями. (СЛАЙД 1)
Второй день (вторник) называется заигрыши: устраиваются катания на горках и едят блины. (СЛАЙД 2)
-Воспитатель : Ребята, как называется первый и второй день Масленицы?
-Воспитатель : - Да и мы с вами тоже поиграем!
1. Эстафета. «Перенос шарика в ложке, держа ее во рту»
-Воспитатель : Молодцы ребята! Мы сейчас немного позабавились!
И сейчас продолжаем наше мероприятие!
Третий день (среда) - "Лакомка".
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
- Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, ужин.
(СЛАЙД3)
Четвертый день (четверг) - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. (СЛАЙД 4)
Пятый день (пятница) - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла. (СЛАЙД 5)
-Воспитатель : Ребята, как называют третий, четвертый и пятый день масленицы?
-Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о масленице :
1. Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! (Ваня)
2. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте. (Аня)
-Воспитатель : — В этот день ещё устраивали соревнования. Давайте и мы еще поиграем.
-Воспитатель : - У нас не будет проигравших и победителей, просто задорные и весёлые игры. Сейчас мы разделимся на две команды:
Соревнование «Самый меткий» Каждому участнику команд дается по две попытки. Необходимо попасть «бумажным снежком» или мячиком в «корзину».
Эстафета на метлах. Погляди забаву эту – Веселей на свете нету! Видела, братцы, я немало, но такого не бывало!
7. Игра «Перетягивание каната»
Частушки
Конкурс частушек.
• Частушечный марафон по очереди команды припевают частушку, пританцовывая и приплясывая. Выбывает та команда, у которой кончатся частушки.
Шестой день (суббота) - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины. (СЛАЙД 6)
В эти дни звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
-Воспитатель : А сейчас музыкальный номер в исполнении фольклорного коллектива. Песня : «Ой,блины, блины, блины.»
Воспитатель : Почему именно блины – главное угощение на Масленицу?
(Ответы детей)
- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: «Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь!»
-Много существует пословиц и поговорок про Масленицу и блины :
- Масленица идёт, блин да мёд несёт.
- На Масленой повеселились, да блинком угостились.
- Блины – солнцу родственники.
- И самый хладнокровный человек любит горячие блины.
Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим —
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!
Седьмой день (воскресенье) - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит". (СЛАЙД 7) (видео)
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Игра «Поймай и назови»
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
-Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше воспитательное занятие?
Что вы нового узнали? Что вам больше всего понравилось?
- А сейчас сделаем памятный сувенир «Солнышко». Нужно взять лист цветной бумаги и вырезать из него круг, нарисовать мордашку и приклеить лучики в виде ленточек и вставить палочку.
Воспитатель : Какие вы молодцы! Я для вас приготовила угощение, посмотрите, какие румяные и красивые блины напекла вам, угощайтесь!