Кузьмина Наталья
Конспект занятия «Морские глубины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни живых организмов. Воспитывать бережное отношение ко всему живому миру.
Ход занятия
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
- Здравствуйте ребята, к нам в гости прилетела огромная,ученая птица альбатрос-это большая морская птица,вид чаек. Приглашает нас в путешествие по морям и океанам. Как хотите?Мы не только будем путешествовать, но и изучать морской мир. (Дети соглашаются.)Ну, что же, тогда представьте, что мы - команда небольшого круглого батискафа. Вы хотите рассмотреть и запомнить красоту моря? Ведь море - это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты. Умный Альбатрос нам расскажет многое о море. -Посмотрим на нашу походную карту.
Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей очень много: Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.
- Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым.
-Ну, не всегда море бывает голубым. Когда я плавал в Африку, наш корабль попал в бурю, и море было черным.
Море полно чудес.
-Ребята, кто из вас был на море? Расскажите, какое вы видели море?
- А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей).
- А как вы думаете,можно морскую воду пить?Почему?
-Альбатрос,морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются как витамины.
В-ль предлагает детям иллюстрации с изображением морских глубин.
- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.)
-Альбатрос, ребята, вы знаете,что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. А консервы, супы, яичный порошок. Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли содержатся также в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для роллов и т. д. А еще из водорослей делают одно из лекарств, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)
-В этих водорослях как в лесу живут и питаются и укрываются морские обитатели. Какие они все диковинные! Вот рыба-змея, в кромешной темноте у нее светятся глаза, плавники. А вот рыба-топор, она может излучать зеленый свет особыми органами. Рыбу-камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем. А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц; это летучие рыбы.
-Да,Альбатрос,красивые морские рыбы! Но вы знаете, ребята, что они бывают еще и опасными? Вот, например, эта красивая крылатка очень ядовита. Дотронешься - и сразу погибнешь. А эта рыба - морской кот - имеет длинный хвост, на конце хвоста - колючка. Этой колючкой она колет всякого, кто на нее нападает. Ребята, смотрите, к нам подплывают дельфины. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха - мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.
-А вот эту злюку,я уже знаю (Показывает акулу.) Это гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.
- А это что за чудики такие? (Морские коньки.) Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Ребята, посмотрите, какие еще жители вам нравятся в морских глубинах? (Дети рассматривают энциклопедии, рассказывают.)
- Чудес морских не перечесть. Многие обитатели моря - настоящие рекордсмены. Послушайте:
Китовая акула - самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн, это рыба-долгожитель, живет около 70 лет.
Морские звезды умеют омолаживаться; они не только восстанавливают утраченную часть тела, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду.
Синий кит - самое крупное животное в мире; длина его около 30 метров, весит он около 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.
Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние для рыб полеты; дальность такого рекордного полета - 1109 метров.
Послушайте стихотворение. (Улыбышевой)
На песчаном берегу
Я морской шептал волне :
«Очень хочется узнать,
Как там жизнь, на глубине?»
«ШШШ»,- ответила волна,
И певуче, не спеша,
Начала рассказ она,
Пенным гребнем шебурша:
«День Рождения вчера
Отмечала Рыба-Шар,
Так старалась все успеть,
Что валил от бедной пар!
Праздник, в общем, удался:
Даже старый Еж морской,
До утра плясал гопак,
С развеселой камбалой.
Зонтик рыбке подарил
Удалой морской конек, -
По пути в конюшню он,
Заглянул на огонек.
Разноцветною гурьбой
Приплывали пять медуз,
Имениннице вручив
Замечательный картуз!
Рак-отшельник и кальмар,
Как всегда пришли вдвоем,
С ними дедушка омар
Все болтал о том, о сем!
Столько было разных яств,
Что креветка-егоза
Не смогла со стула встать –
Только пучила глаза!
Растопырив клешни, краб
Всех построил в хоровод! -
Расплясался от души
Весь честной морской народ---
Приходилось кораблям
Из-за волн идти в обход!
Физминутка:"Море волнуется раз. "
- Много тайн хранят моря и океаны. Моря со всеми своими обитателями-это большое богатство Земли,конечно же его надо беречь и охранять. Как надо охранять море (Ответы детей).
Рассказ:
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара - он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики,шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. От моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городов, и для всех обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились на воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь. Но птиц было несколько сотен. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они также не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные уплыли подальше.
Во всем мире газеты писали о том, что из-за разлива нефти на одном единственном корабле погибло целое сообщество морских растений и животных.
Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти, и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы.
Эта катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
-А вы ребята задумались над этим?Давайте с вами нарисуем ту красивую картинку,которую мы увидели сегодня в путешествии.