Надежда Барабонина
Развлечение «Мордовские посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мордовские посиделки (развлечение)
старшая группа 5-6 лет
Цель: формирование у детей интереса к культуре и обычаям мордовского народа
Задачи:
• вызывать интерес к мордовскому фольклору и народным играм
• совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умения более точно характеризовать ситуацию, фразовых и связанных высказываний;
Публикация «Развлечение „Мордовские посиделки“ в старшей группе» размещена в разделах
• воспитывать уважение к национальным традициям
Предварительная работа
1. Рассматривание альбомов: «Мордовский народный фольклор», «Мордовские народные игры», «Мордовский орнамент», «Народ мордовский- обычаи, традиции», «Национальные мордовские костюмы»
2. Разучивание мордовских игр
3. Просмотр презентации
Ход развлечения
Воспитатель приглашает детей в круг
Воспитатель: День наш долог. Насчитаю 40 елок,
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Сорока стрекочет - гостей пророчит
- Ребята сегодня я поздороваюсь с вами не как обычно: Шумбратада (Здравствуйте) Попробуйте, и вы со мной так же поздороваться.
Дети: Шумбрат
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам не одной, а с красавицей
Мордовочкой Утяша! Утяша приехала к нам из мордовского села, чтобы рассказать, как в Мордовии проходили посиделки.
Посиделки или вечорки, вечерницы, беседы. собирались для совместной работы. На посиделки приходили со своей работой. Кто-то вязал. Кто-то вышивал. И конечно там проводились игры. Рассказывали веселые истории, шутки.
Начнем мы наши посиделки с веселого хоровода «Луганяса келуня», что означает «Березка на лужку»
- Эй, веселый народ, становись вокруг березки в хороводной песни
Воспитатель: Ах, вы девицы, вы добры молодцы, мастерицы, да рукодельницы, пора нам за работу браться, панар – рубаху расписать мордовскими узорами.
(Дети проходят за мольберты)
Воспитатель: ребята давайте рассмотрим, какие узоры использовали мастерицы. Чтобы украсить одежду. Мордва использовали красный цвет как основной, дополняя его вкраплениями других цветов. В цветной вышивке по мимо красного мокшанки использовали зеленый и желтый цвет. Мокшанки в своих работах использовали геометрию в большинстве случаев изображалась восьмиугольная «звезда», которая была символом солнца, тепла и добра. У Эрзянок практически вся вышивка была выполнена также из звезды, даже основные фигуры- ромбы. Как говорят мордва «Без знания и лапоть не сплетешь» Мастерицы использовали для вышивки орнаментов на одежде пяльца и цветные нитки мулине.
Предлагаю вам, ребята, придумать свой узор из элементов мордовских мастериц. (практическая работа – роспись панара - рубахи)
Воспитатель: эрзянская пословица гласит «С чем играешь, тем и ударишься» Утяша приглашает нас поиграть в игру «Лапоть»
(Дети стоят в кругу и передают лапоть по кругу друг другу, музыка заканчивается, у кого остается лапоть, тот выходит в круг и стучит в бубен, а дети выполняют танцевальные движения)
Воспитатель: еще одна мордовская пословица звучит так «Сказанное слово - серебро, а молчание – золото», Утяша приглашает нас послушать мордовскую сказку «Сыре Варда»
Воспитатель: «И колесо вокруг своей оси вертится» мокшанская пословица зовет вас поиграть в игру «В базар»
Воспитатель: мокшанская пословица гласит «Моток начнешь разматывать — конец найдешь» утяша приготовила еще одно интересное развлечение. Которое бывало на посиделках-загадки.
Ни дверей,
Ни окон,
Полна церковь людей.
(Огурец)
Белая, словно снег,
Черная, словно земля,
Ходит только прыгая.
(Сорока)
Все бьют,
Всегда бьют,
А спина все целая.
(Подушка)
Что на воду упадет,
Следа не оставит?
(Тень)
– Извилистый Муров, куда бежишь?
– Постриженная голова,
о чем спрашиваешь?
(Река и скошенная трава)
(«Сидят три кошки,
против каждой кошки – две кошки.
Сколько их всего?
Воспитатель: Уляше очень понравилось на наших посиделках. Эрзянская пословица говорит «Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья»,вы очень дружные ребята. Все молодцы! И прежде чем попрощаться с Уляшой, предлагаю ей на память сплести из цветных ниток поясок дружбы. Проводится игра «Челнок» (каждый ребенок выбирает цветную нитку, все нитки с одного конца связываются. Дети встают с двух сторон и по очереди переходят на противоположную сторону, заплетая нитки в поясок)
Уляша: Вастомазонок (до свидания)
Воспитатель вместе с детьми: Вастомазонок (до свидания)
Список литературы:
• «Раз, два, три…». Детский фольклор |Составитель А. Борисов|. -Саранск: Мордовское книжное издательство 1973г.
• "Знаки и символы в этнокультуре мордвы" Митина В. В.
• Кенеман А. В. Детские подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада. — М., 1988.
• Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А. И. Исайкина. — Саранск, 1993.
• Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 8.—Саранск, 1978.