Людмила Драчева
Моральное и нравственное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление и исследование межличностных отношений дошкольников. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в нравственном развитии и в отношении к сверстникам.
Содержание работы
I. Введение. Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений.
II. Методы диагностики межличностных отношений дошкольников.
1. Методики, выявляющие объективную картину межличностный отношений.
2. Методики, выявляющие субъективные аспекты отношения друг к другу.
3. Выявление самооценки ребенка и восприятие оценки других.
III. Коррекционная работа.
IV. Итог.
I. Введение.
Публикация «Моральное и нравственное развитие дошкольника» размещена в разделах
Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений.
Выявление особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Использование предложенных диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты при соблюдении всех условий.
1. Предложенные методики должны быть использованы в комплексе. Должно быть учтено сочетание объективных и субъективных методов обследования.
2. Предложенные методики должны проводиться индивидуально либо с небольшой группой детей.
3. При диагностической процедуре должны соблюдаться доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.
4. Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для дошкольника форме игры и беседы.
5. Результаты обследования носят сугубо конфендециальный характер.
Данные рекомендации были учтены мною при проведении диагностических процедур.
II. Методы диагностики межличностных отношений дошкольников.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей.
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагога и психолога.
Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в личностных отношениях детей.
С помощью диагностических методов, педагог или психолог может выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними, личностными проблемами ребенка.
1. Методики, выявляющие объективную картину межличностных отношений.
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
- социометрия;
- метод наблюдения;
- метод проблемных ситуаций.
С помощью социометрических методов диагностики, выявим предпочитаемых и непредпочитаемых детей в группе.
Остановимся на следующих методиках, соответствующих возрастным особенностям дошкольника (в данном случае – дети подготовительной группы 6-7 лет).
Были использованы следующие методики: «Капитан корабля», «Два домика», и метод вербальных выборов.
популярные предпочитаемые игнорируемые отвергаемые
1 o •
2 •
3 o •
4 •
5 •
6 •
7 •
8 •
9 •
10 •
11 •
12 •
13 •
14 •
15 •
16 •
17 •
18 •
19 •
20 •
21 •
22 •
23 •
• «капитан корабля»
o «два домика»
метод вербальных выборов
Проанализировав ответы детей, можно сделать следующие выводы: в группе, в которой 23 человека, мы видим наличие отвергаемых (1 человек – В., игнорируемых – 2 человека, и самое большое количество детей (20 человек) – предпочитаемые дети.
Вывод: данная ситуация показывает правильное воспитание межличностных отношений в группе.
Что касается 2 человек, попавших в группу игнорирующих и 1 в отвергаемых детей, обусловлено, возможно тем, что это «новые» для коллектива дети (они пришли в группу 1сентября, а коллектив данной группы сложившийся (дети вместе на протяжении 5 лет).
Метод наблюдения.
- данный метод является незаменимым при ориентировке в реальности данных отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон.
Инициативность Чувствительность к воздействиям сверстника Эмоциональный фон
1 2 2 3
2 3 3 3
3 3 3 3
4 3 3 3
5 2 2 2
6 3 2 2
7 3 3 3
8 2 2 2
9 2 2 2
10 3 3 3
11 2 2 2
12 2 2 2
13 2 2 2
14 3 3 3
15 3 2 2
16 2 2 2
17 3 3 3
18 2 2 2
19 3 3 3
20 3 3 3
21 2 2 2
22 2 2 2
23 2 2 2
Исходя из результатов таблицы можно видеть, что в группе преобладает положительный эмоциональный фон и положительные эмоции по отношению детей друг к другу.
Метод проблемных ситуаций.
Для целенаправленного исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы. Подобные ситуации – это игры и действия рядом, в которых дети могут проявить интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Ситуация «Одень куклу»
В игре принимали участие все дети группы. Дети были поделены на 5 мини групп. Группам было предложено задание: нарядить куклу на бал. В процессе игры, дети замечают, что все детали одежды перепутаны, таким образом, возникла ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями одежды. Дети вынуждены были обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную вещь, выслушать просьбу и реагировать на нее.
Ситуация «Мозаика»
В игре принимали участие все дети, но были поделены на пара. Воспитатель дал каждому свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Дети работают поочередно. Во второй части игры делают работу наперегонки, но деталей в коробочке не хватает, в данной ситуации дети вынуждены обращаться за помощью к сверстнику, просить нужные детали.
В процессе выполнения задания, отмечались следующие показатели поведения детей:
a) Степень эмоциональной вовлеченности детей в действия сверстника: каждый ребенок проявил интерес к сверстнику, его причастность к коллективной работе, кроме Н. Мальчик не проявлял интереса к игре и работе партнеров.
b) Характер участия в действиях сверстника: дети были увлечены процессом игры, договаривались между собой, разделили роли – кто за что отвечает. К сожалению, не обошлось без отрицательных сторон: в группе, где присутствовал Вова, дети не хотели брать его в игру. Но после вмешательства воспитателя, дети приняли мальчика в игру, но В. играл один. Т. – постоянно выражала чувство обиды, и демонстрировала обиду, не могла выразить просьбу.
c) Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, проявлялся в эмоциональном окрасе: дети старались помочь друг другу, подбодрить, найти подходящие слова для просьбы, кроме Н. Мальчик проявлял отрицательное отношение к успехам сверстников.
Вывод: Исходя из используемых методических приемов по выявлению объективной картины межличностных отношений, можно сделать следующие выводы. В подготовительной группе преобладают в основном «предпочитаемые» дети, что обуславливается правильным воспитанием межличностных отношений в группе. 2 детей, попавших в игнорируемую группу, и 1 – в отвергаемую, обусловлено тем, что это «новые» для коллектива дети и с ними проводится коррекционная работа на установление контакта со сверстниками.
Исходя из методов наблюдения выявлено: в группе преобладает положительно – эмоциональный фон и положительные эмоции по- отношению к сверстникам.
При решении проблемных ситуаций, в ходе которых дети были поставлены перед необходимостью решения социальной проблемы, дети старались проявить интерес друг к другу, оценивать друг друга, оказывать помощь, адекватно реагировать на замечания взрослого.
В ходе диагностики были выявлены следующие проблемы в поведении детей:
- агрессивность / Н. /- мальчик не проявлял интереса к игре и работе партнера, отрицательно относился к успехам сверстников, не уступал предметы при просьбе.
- обидчивость / Т. / - девочка постоянно демонстрировала свою обиду при неудачах, выражала чувство обиды, не могла выразить просьбу.
2. Методики, выявляющие субъективные аспекты отношения друг к другу.
Исходя из выше сказанного, отношение к другому всегда связано с особенностями самосознания ребенка. Спецификой межличностных отношений является то, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Нам всегда важно, как к нам относится другой, какова его реакция на наши обращения и поведение, мы всегда сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я человека.
Исходя из этого, очевидно, что все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: человек проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей.
Одним из проективных методов, позволяющих выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй».
«Завершение историй»
-данная методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.
Детям было задано 4 вопроса.
1 вопрос: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2 вопрос: Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… что сделал Петя? Почему?
3 вопрос: Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4 вопрос: Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
1вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос
1 Я помогу Свете, мы же подружки Петя сказал- нельзя так поступать -это некрасиво! Вера пожалела Катю, Кате больно. Таня сказала -мы возьмем тебя, выбирай себе роль.
2 Помогу Свете, она моя подружка Петя заплакал -это ж его машинка! Вера пожалела Катю -ей ее жаль Мы бы взяли тебя в игру, какую роль ты выберешь?
3. Мы вместе играли –вместе и уберем за собой. Петя сказал -мне жаль что ты так поступил -невоспитанно. Вера обняла Катю – ей ее жалко. Выбирай себе роль и иди играть с нами.
4 Света ничего не сказала – молча пошла прибирать игрушки. Петя сказал – разве ты не знаешь волшебных слов? Вера обняла Катю и привела к воспитателю. А ты на какую роль согласен?
5 Мы вместе уберем за собой. Петя заплакал – ему было жаль свою игрушку. Вера пожалела Катю. Таня взяла мальчика за руку и они стали играть вместе.
6 Девочки вместе собрали игрушки Петю жалко- и жалко Сережу -они не смогли договориться друг с другом Конечно, Вера пожалела Катю и воспитатель обработала рану. Мы играем вдвоем – но если тебе очень хочется –давай играть вместе.
7 Помогу Свете собрать игрушки – я же первая справилась Петя пошел говорить воспитателю- это его машинка Вера жалела Катю, ей же очень больно. Таня сказала – давай играть вместе, а то тебе скучно играть одному.
8 Я, конечно, помогу Свете, но это она играла Петя отобрал машинку! Это его машинка! Вера пожалела Катю и помогла ей сесть на стул. Не надо с нами играть! у нас нет для тебя роли.
9 Свете надо помочь – а то она долго будет собирать игрушки Очень плохо поступил Сережа –его надо наказать! Вера пожалела Катю – ей ее жалко. Мы тебя возьмем играть, выбирай роль себе.
10 С удовольствием помогу прибрать игрушки, мы вместе играли. Зря ты, Сережа, так поступил, надо дружно играть. Вера жалела Катю – больно Кате. Мы тебя возьмем в игру – какую роль ты возьмешь?
11 Маша согласилась помочь Свете – может они подруги? Петя заплакал, Сережа поступил нехорошо! Вера пожалела Катю – Кате было больно. Если ты будешь играть с нами, ты будешь соблюдать правила?
12 Света помогла убрать своей подруге игрушки. Петя расстроился, ему было жаль свою машинку. Вера обняла Катю, и привела ее к воспитателю. Играй с нами рядом, но нам не мешай.
13 Обязательно надо помочь! Вместе играли – вместе и приберем! Очень жаль Петю – Сережа поступил отвратительно! Вера утешала Катю – Кате плакала. Иди снами играть – одному скучно!
14 Помогу прибрать игрушки Свете и мы вместе начнем другую игру. Петя плакал, это же его игрушка! Вере было жалко Катю, Катя поранилась. Девочки взяли мальчика в игру, играть нужно дружно.
15 Да, Свете нужно помочь, подружки мы с ней. Петя сказал Сереже – так делают только невоспитанные дети! Вера пожалела Катю. Катя плакала. Играть нужно всегда вместе! И дружно.
16 Не знаю, что ответила девочка. Наверное, Петя плакал и пожаловался воспитателю. Вера жалела Катю. Девочка плакала. Зачем мальчику играть с девочками?
17 Надо помочь девочке – играли мы вместе. Зачем Сережа так поступил? Очень плохо! Вера жалела Катю, успокаивала. Выбирай роль и иди играть с нами.
18 Надо помочь прибрать игрушки и продолжать игру вместе. Пете было жаль Сережу, может он никогда не видел таких игрушек? Вере было жаль подругу, Кате было больно. Таня сказала Оле. - Пусть играет с нами, он же маленький.
19 Обязательно надо помочь – мы подруги. Петя плакал, а Сережа поступил неправильно – так нельзя делать! Вере было очень жаль подругу, она ее успокаивала. Девочки поговорили между собой и взяли мальчика в игру.
20 Мы вместе приберем игрушки. Потому что играли тоже вместе. Нельзя отбирать игрушки, нужно вежливо попросить. Вера жалела Катю, так как Катя плакала, ей было больно. Таня объяснила мальчику, во что они играют, и предложила ему выбрать роль.
21 Пусть сама прибирает свои игрушки, она ж мне не помогала! Сережа поступил плохо! Мог бы и попросить по-хорошему. Конечно, Вере было жаль Катю. Она ж плакала – ей больно было. Таня не хотела мальчика брать в игру, но взяла, надо быть дружными!
22 Надо помочь подруге прибрать игрушки. Ужасно жаль Петю, он плакал, а Сережа поступил плохо. Вера обнимала Катю – жалела, Кате было очень больно. Таня взяла мальчика в игру – нужно быть дружными.
23 Наверное, нужно помочь, подруги же они. Нельзя отбирать игрушки, это очень невоспитанно. Катя плакала, ей было больно. Вера жалела Катю, переживала за нее. Таня предложила мальчику выбрать роль в игре по своему желанию.
Вывод: проанализировав ответы детей, мы видим следующие результаты. Большинство детей группы, отвечая на вопросы педагога, сравнивали себя с героями вопросов, ставя себя на их место, и отвечали на вопросы так, как бы поступили с ними, учась сравнивать себя с окружающими.
3. Выявление самооценки ребенка и восприятие оценки других.
К концу дошкольного возраста у ребенка складываются определенные, более или менее устойчивые представления о самом себе. Причем эти представления имеют оценочный характер. Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твердым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Если ребенок принимает себя и уверен в себе, у него нет потребности доказывать окружающим собственную ценность, нет необходимости самоутверждаться за счет окружающих или, наоборот, защищать свое Я от требований и нападок окружающих.
«Лесенка»
- ребенку необходимо было поставить себя на определенную ступеньку
Самые лучшие ребята
Т.
Лучшие ребята
Хорошие ребята
Не очень хорошие ребята
Плохие ребята
Самые плохие
Проведя анализ ответов детей, обращалось внимание, на какую ступеньку поставил себя сам ребенок. Большинство детей (19 человек, поставили себя на ступеньку - «хорошие ребята». 2 человека – «лучшие ребята», 1ребенок (Т.) – «самые лучшие», 1 ребенок (Н.) – «не очень хороший ребенок». Что интересно, при проведении данной диагностики психолога с родителями детей, мнение родителей совпало (у Н. мама не присутствовала на групповом собрании психолога)
Данный анализ показал, что дети данной группы уверены в любви окружающих и чувствуют себя защищенными. Возможно, Н. чувствует недооцененность в глазах других, а прежде всего, в своей семье.
Два мальчика /… / сомневались долгое время, на какую ступеньку встать. В их ответах и рассуждениях постоянно слышалось - а вдруг не так, я не могу, не получится. Данных детей можно отнести к группе застенчивых детей.
«Беседа о друге»
- данный вид методики позволяет выявить характер восприятия и видения сверстника.
В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем не дружит. Затем он просит охарактеризовать каждого из названных ребят: «Что он за человек? Что бы ты мог о нем рассказать?»
При анализе ответов детей выделяются два типа высказываний:
1. высказывание о друге.
2. Высказывание об отношении друг а к себе
Высказывание о друге Высказывание об отношении друга к себе
1 Моя подруга умница, мы дружим. Мы все делаем вместе: гуляем, играем, ходим на уроки танцев.
2 Моя подруга красивая и умная. Мы вместе играем, читаем книги, играем.
3. Моя подруга красивая. Мы вместе ходим в бассейн.
4 Моя подруга смелая и умная. Я с ней играю.
5 У меня нет друга -
6 Моя подруга модница. Мы вместе делаем украшения из бисера, играем друг с другом.
7 Моя подруга красивая и хорошая. Мы вместе ходим на уроки танцев.
8 Мой друг интересный собеседник. Мы любим вместе играть в компьютерные игры.
9 Моя подруга красивая. Нам моя мама делает прически.
10 Моя подруга красивая Она со мной играет.
11 Мой друг смелый и трудолюбивый. Мы вместе убираем снег.
12 Моя подруга лучше всех! Мы все делаем вместе.
13 Мой друг интересный человек. Я с ним читаю книги, пою песенки.
14 Мой друг С. смелый, он никого не боится. Мы вместе ходим гулять.
15 Мой друг смелый и добрый. Вместе по субботам ходим в школу.
16 Мой друг В. добрый. Мы вместе ходим гулять.
17 Моя подруга К. красивая и добрая. Мы вместе ходим на уроки танцев.
18 Мой друг хороший, и красивый. Мы вместе ходим в бассейн.
19 Мой друг бывает злым. Мне с ним не хочется иногда дружить.
20 Мой друг интересный, веселый, добрый. Мы все с ним вместе делаем.
21 У меня есть друг. Он живет рядом с нами. Я с ним дружу. Мы гуляем вместе, ходим в гости.
22 У меня есть друг: добрый и ответственный. Мы вместе играем.
23 Друг есть. Я с ним гуляю и играю.
При анализе данной диагностики, преобладает высказывание, на мой взгляд, помогающие видеть и воспринимать другого человека, что является нормальным развитием межличностных отношений между сверстниками.
Проведя диагностическое обследование, я пришла к следующим выводам. В группе преобладает положительно – эмоциональный фон и положительные эмоции по - отношению к сверстникам, в группе преобладают «предпочитаемые» дети.
В ходе диагностики были выявлены следующие проблемы в межличностном отношении между сверстниками и в поведении детей:
- отвергаемые дети: 1
- игнорируемые: 2.
- агрессивное поведение: 1
- обидчивые дети: 1
- застенчивые дети: 2
С данными детьми планировалась коррекционная работа.
Коррекционная работа.
Главным методом коррекционной программы были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.
Программа включала 7 этапов.
1-й этап. Общение без слов.
Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми.
Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. Время от времени взрослый комментировал происходящее и направлял игру.
«Жизнь в лесу»
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас утро, вы только проснулись, выглянуло солнышко». Далее ход игры ведущий выбирает произвольно. Главное следить за тем, что бы не было разговоров, не принуждать к игре детей.
2 –й этап. Внимание друг к другу.
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
На этом этапе используются традиционные игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон». Можно использовать и новые игры.
«Общий круг»
Взрослый собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас. Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
«Разговор сквозь стекло»
Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находиться в большом магазине, а другой – ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать – бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями.
3-й этап. Согласованность движений.
Основная задача – заключалась в том, чтобы научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
«Лепим скульптуру»
Взрослый помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Глина – очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте ее партнеру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять». Взрослый раздает детям фотографии различных статуй и памятников. Затем выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фото своего будущего памятника. После этого дети «лепят» самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к детям, у которых что то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии и дети меняются ролями.
4 –й этап. Общие переживания
Данный этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций.
«Злой дракон»
Для этой игры необходимо несколько больших картонных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребенка. В начале игры взрослый предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках – коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране большая беда. Каждую ночь прилетает большой – пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого эти слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город опускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Взрослый ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика, и заглядывает внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.
5-й этап. Взаимопомощь в игре.
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования.
«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас ребенок, другой – его кукла-девочка, или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять просьбу». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять с ней. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.
6-й этап. Добрые слова и пожелания.
Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Дети выбирают себе роли. Представляя себя добрым волшебником- подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
7-й этап. Помощь в совместной деятельности.
На заключительном этапе проводятся игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети делятся со сверстником, помогают ему в процессе совместной деятельности.
«Мастер и подмастерья»
Дети делятся на подгруппы. Один ребенок- мастер, другие – подмастерья. Мастер придумывает сюжет (аппликации, рисунка, поделки) и распределяет обязанности: один вырезает, другой ищет подходящий цвет и т. д. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги. После того как работы будут готовы, устраивается выставка.
Таково основное содержание различных этапов коррекционной работы с детьми.
Итог.
Работа над выявлением и исследованием межличностных отношений детей дошкольного возраста актуальна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение друг к другу. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.
Мною с помощью диагностических методов были выявлены проблемы в поведении и в нравственном развитии детей. С помощью подобранных коррекционных игр – занятий проводилась работа над решение основных проблем. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх (работа проводилась и индивидуально, и коллективно).
Конечно, были и свои трудности в работе: это и нехватка времени (подготовительная группа, и самой приходилось многому учиться заново. Но, надеюсь, многое получилось. Дети стараются помочь друг другу, выполняют поручения, просьбы, стали терпеливее друг другу.
В дальнейшем, я планирую продолжить начатую работу, так как в следующем году ко мне придут совсем маленькие дети.