Татьяна Хоришко
«Пустыня». Конспект НОД с использованием нетрадиционного рисования (монотипия на пене)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
1. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
2. Освоение нетрадиционного рисования – монотипия на пене, отработка плавного, непрерывного движения руки.
3. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
Материал для занятия:
Ватман – 2 листа;
Пена для бритья;
Кисти; линейка.
Публикация «„Пустыня“, Конспект НОД с использованием нетрадиционного рисования (монотипия на пене)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Мыльные пузыри. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Пустыня
- Рисование пеной для бритья
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Палитра, цветная тушь;
Пластмассовая вилка, салфетка;
Набор репродукций с изображением растений, животных, пустыни (слайд-шоу);
Мультимедийная установка.
Музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Беседы с детьми и рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон. Изготовление аппликации верблюдов.
Ход занятия
Педагог. Ребята, как называется наша планета и что она собой представляет?
Дети. Наша планета называется Земля, она похожа на шар.
Рассказ педагога сопровождается показом слайд – шоу на мультимедиа.
Педагог. Земля – это огромный шар, который окружён воздухом. На нашей планете разнообразный климат: есть места, где круглый год лежит снег, а есть места, где круглый год тепло и лето.
А есть на нашей Земле такие уголки, где дороже всего на свете вода, потому что воды там мало, дожди идут редко. Лето долгое и жаркое, а солнце палит нещадно. И эти места на земном шаре называют пустынями.
«Пустыня – как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне – как волны. Волны песка называются барханы. В сильный ветер барханы передвигаются и засыпаются и засыпают всё на своём пути…».
Вот такую картину можно наблюдать в пустыне. Редкие растения, которые есть в пустыне, часто погибают от жары и засухи, ведь иногда целое лето не выпадает ни капли дождя.
В пустыне желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Всё сразу засыхает.
Хотя название «пустыня» произошло от слова «пусто», то есть совсем ничего нет, на самом деле в пустыне растут растения, которые приспособились к жаркому климату : саксаул – кустарник без листьев, с очень – очень длинными корнями, уходящими глубоко в песок, где есть влага; верблюжья колючка и разные виды кактусов, вместо листьев у которых колючки, они очень помогают растениям выжить в жаркое время.
В небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот почему среди песков
Растут одни колючки…
А населяют пустыню : пауки, жуки, ящерицы, антилопы, змеи. Днём многих из них не увидишь, потому что они прячутся от зноя в песке, в тени кустарников, камней. А когда жара спадает, выходит на охоту и на поиск воды. А ещё в пустыне живёт удивительное животное, попробуйте угадать, как оно называется:
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб не горб – амбар,
Еды в них – на семь суток.
Дети. Это верблюд.
Педагог. Верно. Это самое выносливое животное на Земле. На прошлом занятии мы с вами делали вот таких верблюдов. А сегодня для наших верблюдов мы нарисуем пустыню, но сначала мы совершим небольшое путешествие по пустыни.
ФИЗМИНУТКА:
«Желтая страница»
Вот жёлтая страница - стоя лицом в круг, руки опущены вниз.
Пустынная страна
Песок по ней кружится, вращение вокруг себя с поднятыми вверх руками.
Несётся, как волна. стоя на месте, руки вытянуты перед собой,
Неведомо от куда, волнообразные движения руками.
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды – медленная ходьба по кругу друг за другом,
Степные поезда. взявшись за руки.
Они идут в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья стоя, покачивание поднятыми вверх руками.
Растут среди песков.
А ветер носит тучи легкий бег врассыпную.
Горячего песка.
Идет песок летучий
На приступ, как войска.
Педагог. Ребята, давайте определим какие краски лучше всего использовать для изображения пустыни?
Дети. Желтая, коричневая.
Педагог. Правильно, именно такие цвета имеются на нашей палитре. Но еще нам понадобится синяя тушь – для неба, зелёная для кактусов, ведь в пустыне растут кактусы?
Практическая часть.
1. Лист ватмана покрываем пеной для бритья из баллончика, много не накладываем, достаточно слоя в 1см. Линейкой разгладить поверхность пены.
2. На верхней части листа кисточкой капнем на пену синюю тушь (несколько капель, и провести по краске вилкой, как бы расчёсывая краску, плавно и непрерывно двигая рукой слева на право, прямым движением.
3. Краской желтого и коричневого цвета капнем (несколько капель) на нижнюю часть листа, покрытого пеной, провести по ней вилкой вверх – вниз, волнообразным движением – барханы.
4. Дополним пейзаж кактусами – капнем несколько капель туши близко друг к другу, затем вилкой на пятнышке закручиваем спираль, начинать надо не от центра кактуса, а от края, захватывая белую пену. Острым концом вилки оттянем колючки.
5. Берём второй лист ватмана, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге. Снимаем верхний лист с пены. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.
6. Рисунок получается сухой и приятно пахнущий.
Итог занятия.
Педагог. У нас получилась настоящая пустыня, новый способ изображения – монотипия на пене – придал нашим рисункам объёмность, как будто песок передвигается и пересыпается от ветра. Давайте поместим наших верблюдов в нашу пустыню. У нас получился караван верблюдов, даже хочется на них покататься.
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
И удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в дальние края,
Прокатитесь на верблюде –
Право, здорово, друзья!.
Педагог. На этом наше занятие закончилось, давайте пойдём и покажем другим детям нашу пустыню с караваном верблюдов.