Оксана Миниахметова
Мониторинг.
▼ Скачать +Заказ
Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение.
Педагогическая диагностика регламентируется документами:
- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.
Публикация «Мониторинг,» размещена в разделах
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3. ФГОС ДО).
При реализации Программы в дошкольном учреждении проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики. По результатам педагогической диагностики при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, только с согласия его родителей (законных представителей) (п. 3.2.3. ФГОС ДО.).
Целью педагогической диагностики для педагогов учреждения является выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития ребенка. Так же в целях повышения качества дошкольного образования в ходе проведения диагностики происходит установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий корректировать воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Существует следуюий алгоритм разработки и реализации системы мониторинга :
-Что оценивать?
-Как оценивать?
-Кто оценивает?
-Когда оценивает?
-Где фиксировать результаты?
-Зачем оценивать?
Определены правила проведения педагогической диагностики (мониторинга) в ДОУ.
1. Диагностику проводят специалисты:
• воспитатель – педагогическую;
• психолог – психологическую, с разрешения родителей.
Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.
2. В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).
3. Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.
4. Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
5. Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал.
6. Наблюдение может занимать 1 -3 дня. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать ответ самому педагогу, но в протоколе отметить невыполнение.
7. Результаты заносятся в таблицы и протоколы (карты). Анализ полученных результатов позволяет фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для индивидуализации образования (построение его образовательной траектории) и оптимизации работы с группой детей.
8. Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.
По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс ДОУ, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
В качестве методов педагогического мониторинга (диагностики) используются:
-наблюдение (в спонтанной и специально организованной деятельности);
-игровые тестовые задания;
-беседы;
-контрольно-оценочные занятия;
-анализ продуктов деятельности детей.
Карта наблюдений по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы
включает показатели развития по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО:
·физическое развитие;
·социально-коммуникативное развитие;
·художественно-эстетическое развитие;
·познавательное развитие;
· речевое развитие;
Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Исходные данные педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные показатели образовательных областей и в зависимости от устойчивости их проявлений у данного ребенка отмечает «+», выбирая соответствующую ячейку на листе «Исходные данные». При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д. показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер Результаты На листе «Результаты» проставляется суммарное количество показателей каждой образовательной области в соответствующей ячейке по степени устойчивости.