Татьяна Черновец
Мониторинг развития социально-коммуникативных навыков в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Публикация «Мониторинг развития социально-коммуникативных навыков в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мониторинг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
[Цель мониторинга] : изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств, которые они должны приобрести. Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого чело-века. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать оценить ситуация общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, и т д., ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет пони-мать, как в данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее решить. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей детей по общению, конфликтов и других негативных проявлений.
В дошкольный период дети, зачастую, испытывают трудности в коммуникации разного рода. Кто-то чрезмерно стеснителен в общении со сверстниками, кто-то не может разговаривать со старшими, либо замкнут в своей среде особенными обстоятельствами. Цель этого мониторинга работы помочь тем, кто не может пройти через это самостоятельно, проведением первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде; возвращением его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становится неспособным вы-страивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению в компьютерные игры, а в коллективной игре про-смотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили общаться, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно как средство формирования общения со сверстниками и со взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что полноценное и сбалансированное общение ребенка возможно лишь в случае взаимодействия, как со сверстниками, так и со старшими. Отовсюду малыш впитывает необходимые ему навыки коммуникации для дальнейшего развития в себе процессов социализации.. Игрушки как средства общения и психического развития ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, позволяющим развивать игровые умения. Игрушка несет в себе функцию отвлечь и развеселить, но и обучить и привить какие либо полезные навыки.
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает ре-чью, общением, культурой человеческого мышления.
Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и по-ступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный кон-такт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Воспитателю важно организовать сов-местные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимы.
3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом.
Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
Процесс мониторинга развития ребенка в детском саду складывается из следующих стадий:
Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад
Наблюдения в период адаптации (лист должен быть на каждого ребенка, заполняются адаптационные листы индивидуально)
Сбора информации воспитательно - образовательного процесса в детском саду, т. е. установления и выявления фактов;
Анализа собранного материала, его оценка;
Выработке мероприятий, направленных на улучшение существующего положения в дошкольном учреждении в целом, или в определенной возрастной группе.
1. Система планирования работы с детьми по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста.
2. Оценка условий для правильной организации и проведению работы по социально–эмоциональному развитию детей раннего возраста.
3.. Оценка работы детского сада с родителями по социально-эмоциональному развитию детей
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Заключение:
На этапе 2-3 лет общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми.
Общение с окружающими людьми формируется в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой является реакции сосредоточения, которые возникают у ребенка в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого.
Развитие коммуникативных умений и навыков ребенка формируется в процессах познания окружающего мира и общения со взрослыми и сверстниками.
С развитием речи общение ребенка становится более совершенным. Его эффективность за-висит не только от знания грамматических правил и значений, но, в первую очередь, от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации.
Литература:
Программы:
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 г.
Методические пособия:
Буре, Р. С Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка : Спецкурс. / Под. ред.
Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н. Н. Авдеева, О. Л. Князе-ва, Р. Б. Стеркина. -М. : Просвещение, 2007.