Анна Афанасьева
Мониторинг восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Тест «Что не дорисовано?»
Оценка целостности восприятия
Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (т. е. сказать, что не дорисовано). (Приложение 1)
Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Хороший результат для ребенка 6-7 лет – нахождение всех или почти всех недостающих деталей за 1,5-2 минуты.
Тест «Узнай, кто это»
Публикация «Мониторинг восприятия у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Ребенку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, но которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Ребенку показывают рисунок (Приложение2, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением фрагмента «А». по данному фрагменту ребенку предлагается сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 секунд – ему показывают следующий, чуть более полный фрагмент «Б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывая в целом затраченное время и количество фрагментов рисунка, в основном дети 6-7 лет справляются с заданием уже по фрагменту «Б» за 20 секунд.
Тест «Чем залатать коврик?»
С помощью этого теста можно определить, насколько ребенок в состоянии практически использовать образы виденного, сохраненные в кратковременной памяти, при решении наглядных задач.
Покажите ребенку рисунки (Приложение3, на которых изображено по два коврика, а также кусочки разнообразной материи необходимо залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты совпадали. Задание: подбери из нескольких кусочков материи (они нарисованы внизу) такой, который бы подошел более всего к рисунку коврика (он нарисован вверху)».
Результат хороший, если ребенок справился с заданием за 40-50 секунд.
Тест «Найди квадрат»
Выявление способности к дифференцированному восприятию
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла (Приложение4)
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него к дифференцированному восприятию.
Тест «Закрась фрукты»
Определение способности цветовосприятия
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (Приложение 5) и цветные карандаши; ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.
Вместо фруктов могут быть изображены животные, овощи, цветы и другие предметы.
Обычно дети легко справляются с такими заданиями. Если же у вашего ребенка они не получаются сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения (Приложение 6).
Тест «Пиши кружочками»
Оценка фонематического слуха (фонема – звук речи)
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово «СЛОН» надо изобразить четырьмя кружочками: ООО. Проверьте правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступить к выполнению теста.
Задача ребенка – под диктовку записывать слова в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов:
АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА
При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:
ОО
ОООО
ООО
ОООООО
ООООО
Хорошим результатом считается, если ребенок выполнил все схемы или четыре из них.
Тест «Чтение схем-слов»
Оценка фонематического слуха
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «ВОЛК» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «ДОМ» - из трех.
Убедившись в том, что ребенок понял задание, вы показываете ему (Приложение 7) и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.
Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).
Тест на исследование зрительного восприятия
Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.
Ребенку показываются таблички с изображением предметов. (Приложение8)
Задание ребенку:
- Скажи,из каких фигур составлены эти рисунки?
Фигуры представлены по степени сложности.
Результат
Высокий уровень – ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки.
Средний уровень – ребенок допустил 3-4 ошибки.
Низкий уровень – 5 ошибок и более.
Рекомендации
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Тест на исследование слухового восприятия
Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».
Задание ребенку:
- Перескажи: порядок действий Саши.
Результат:
Высокий уровень: безошибочный ответ.
Средний уровень: 1-3 ошибки.
Низкий уровень: более трех ошибок.
Тест «Графический диктант»
Для выполнения данного задания приготовьте:
- цветные карандаши: красного, синего, зеленого, желтого цветов;
- лист из тетради в клеточку, отметив на нем точку черного цвета – начало выполнения работы.
Задание ребенку:
- Возьми красный карандаш. Отсчитай от черной точки вправо 2 клеточки. Раскрась третью клеточку красным цветом.
-Возьми синий карандаш. Отсчитай от красной клетки вверх 4 клеточки. Раскрась синим цветом пятую клеточку.
-Возьми зеленый карандаш. Раскрась зеленым карандашом клеточку, расположенную слева от синей клетки.
-Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вниз 6 клеточек. Раскрась желтым цветом седьмую клеточку.
Результат
Если задание выполнено правильно и ровно раскрашено – отличный результат;
Если допущены ошибки – тренируйтесь!
К ошибкам относятся: неверный шаг в направлении, счете, начале отсчета.
Методика «Разрезные картинки»
«Разрезные картинки» - выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.
Материал: картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести).
Части картинок раскладывают перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение.
Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда сложишь части вместе?» если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части – и посмотрим, что нарисовано на картинке». Картинки предъявляют по очереди – от двухсоставной до шестисоставной. Собранную картинку убирают, затем предъявляют следующую.
Оценка результатов
Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1-2 практитческие пробы в случае шестисоставной картинки.
Средний уровень – правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-6 составных).
Низкий уровень – картинки составляют с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не выполняют задание.