Анна Пантюхова
Мониторинг уровня освоения программы «Грамотей» детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг уровня освоения программы
«Грамотей – обучение чтению (без письма) в игре»
детьми старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ___
Воспитатель___
Даты проведения мониторинга :___; ___ .
№ п/п Фамилия, имя ребёнка Параметры оценки
Публикация «Мониторинг уровня освоения программы „Грамотей“ детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Умение понимать роль звука в слове. 2. Умение различать слово и предложение, выкладывать схему предложения. 3. Умение делить слова на слоги. 4. Умение называть слова с заданным звуком. 5. Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. 6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове. 7. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие. 8. Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие. 9. Умение составлять слова из 2-х, 3-х слогов и отдельных букв. 10. Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного.
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1
2
Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.
• Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.
2. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. Составляет схему.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не составляет вовсе.
3. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4. Ребёнку даё тся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
• Ребёнок правильно выполняет задание.
• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
5. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Серым). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми квадратами.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
7. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.
• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
8. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
9. Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
10. Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2. У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.
• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.
• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.
Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Мониторинг уровня освоения программы
«Грамотей – обучение чтению (без письма) в игре»
детьми старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ___
Воспитатель___
Даты проведения мониторинга :___; ___ .
№ п/п Фамилия, имя ребёнка Параметры оценки
1. Умение понимать роль звука в слове. 2. Умение различать слово и предложение, выкладывать схему предложения. 3. Умение делить слова на слоги. 4. Умение называть слова с заданным звуком. 5. Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. 6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове. 7. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие. 8. Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие. 9. Умение составлять слова из 2-х, 3-х слогов и отдельных букв. 10. Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного.
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Уровни освоения программы
Уровни, в %/ временной промежуток Начало года Конец года
Высокий
Средний
Низки