Получи документы

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку

Юлия Антонова
Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку

Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но и метапредметных результатов. Эффективное формирование навыков данной области у обучающихся невозможно при отсутствии контроля, а именно мониторинга учебных достижений. Только систематическая мониторинговая работа приведет к положительным результатам, положительной динамике. Она включает в себя: входную диагностическую работу, текущую контрольную работу, контрольную работа за I полугодие, контрольную работу за год. Основная цель мониторинга сформированности метапредметных результатов – отслеживание формирования определенных навыков у обучающихся, их личностного роста, анализа неуспехов.

Публикация «Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку» размещена в разделах

ФГОС носит деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. В стандарте определены виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу определенного уровня обучения. Стандарт определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Основной результат образования – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, которые включают в себя личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные, а также предметные результаты, т. е. речевая компетенция в говорении, аудировании, чтении и письменной речи, если мы рассматриваем «Иностранный язык».

В течение последних лет в современной школе сделано много для достижения целей, поставленных ФГОС, и в методике обучения иностранному языку, в частности. Это новые УМК, позволяющие учителю использовать современные образовательные технологии, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, современное компьютерное оборудование, организация внеурочной деятельности учащихся школы.

Эффективное формирование навыков данной области у обучающихся невозможно при отсутствии контроля, а именно мониторинга учебных достижений. Только систематическая мониторинговая работа приведет к положительным результатам, положительной динамике. Она включает в себя: входную диагностическую работу, текущую контрольную работу, контрольную работа за I полугодие, контрольную работа за год. Основная цель мониторинга сформированности метапредметных результатов – отслеживания формирований определенных навыков у обучающихся, их личностного роста, анализа неуспехов.

Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле – это умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) – это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Этот довольно объемный набор итоговых результатов осложняет их отслеживание на практике. Необходима такая система контроля и самоконтроля которая органически включала бы в себя все требования с условием экономии времени.

Проблема, с которой я столкнулась в межаттестационный период работы – это отсутствие такой системы применимо к предмету «Иностранный язык». Поэтому мной была предпринята попытка создания системы мониторинга сформированности УУД в процессе обучения английскому языку. Для этого, безусловно, сначала нужно определиться с критериями, параметрами и инструментами отслеживания результатов, которых можно достичь в процессе обучения иностранному языку (табл. 1).

Tаблица 1

УУД Критерии Показатели Инструментарий для мониторинга

I. Личностные УУД.

1. Самоопределение: внутренняя позиция школьника.

2. Самооценка.

3. Смыслообразование. 1. Положительное отношение к изучению иностранного языка.

2. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик.

3. Осознание необходимости самоусовершенствования.

4. Сформированность познавательных мотивов. 1. Привлекательность английского языка как предмета

2. Успеваемость по английскому языку.

3. Активность на уроке.

4. Инициатива и самостоятельность.

5. Посвящение свободного времени английскому языку. 1. Анкетирование.

2. Итоговые отметки за триместры и год.

3. Отметки за активность на уроке (карточки активности).

4. Отметки в рабочих тетрадях.

5. Отметки за творческие работы.

II. Регулятивные УУД:

1. Целеполагание.

2. Планирование.

3. Прогнозирование.

4. Контроль.

5. Коррекция.

6. Оценка.

7. Волевая саморегуляция. 1. Осознание учащимся и принятие цели учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного и умения ответить на вопрос «зачем?». Умение быстро включиться в работу.

2. Определение в какой последовательности следует выполнять учебное задание и какие источники информации использовать.

3. Осознание конечного результата и область применения полученных знаний.

4. Умение проконтролировать результаты учебного задания с помощью образца или инструкций.

5. Осознание способа коррекции ошибок.

6. Умение правильно оценить свою работу и работу товарища.

7. Умение сосредоточиться на решении учебной задачи.

8. Умение использовать образцы, инструкции и справочный материал для выполнения задания или самооценки и самокоррекции. 1. Активность на уроке (карточки активности).

2. Отметки за контрольные работы, самостоятельные работы, диктанты, итоговые устные ответы, творческие работы. 1. Portfolio : письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал. Творческие работы к каждому модулю.

2. Board Game – игра на закрепление изученного материала.

3. I love English : раздел в УМК на закрепление изученного материала во всех видах речевой деятельности.

4. Now I know : задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль.

5. Progress Check : тесты из сборника контрольных заданий.

6. Progress Report Card : карточка оценки достижений учащихся по каждому модулю.

7. Student’s Self – Assessment Form : карточка самооценки достижений по модулю. Заполняется каждым учеником.

III. Познавательные УУД: общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы. 1. Работа с информацией.

2. Работа с учебным материалом.

3. Использование знако-символических средств, общих схем решения.

4. Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие.

5. Формулирование проблемы.

6. Создание способов решения проблем творческого и поискового характера 1. Умение осуществить поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

2. Умение использовать знако-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

3. Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

4. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5. Умение осуществлять логические операции.

6. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 1. Контрольные задания по чтению.

2. Устные монологические и диалогические высказывания.

3. Творческие письменные работы.

4. Карточки активности на уроке.

IV. Коммуникативные УУД.

Общий уровень развития общения.

Коммуникация как общение (интеракция).

Коммуникация как кооперация.

Коммуникация как условие интериоризации.

1. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

2. Ориентация на партнера по общению.

3. Умение слушать собеседника.

1. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

1. Умение договариваться, находить общее решение.

2. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

3. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

4. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

1. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

2. Способность строить понятные для партнера высказывания.

3. Умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности. 1. Умение вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение.

2. Умение кратко описывать и характеризовать предмет, картинку персонаж.

3. Умение рассказывать о себе и своем окружении.

4. Умение воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.

5. Умение кратко передавать содержание прочитанного, услышанного.

6. Умение выражать отношение к прочитанному, услышанному.

7. Умение понимать речь учителя, одноклассников, небольшие тесты и сообщения в аудиозаписи.

8. Умение читать вслух и про себя и понимать содержание прочитанного.

9. Умение пользоваться справочным материалом.

10. Умение выполнять в письменной форме различные упражнения и творческие задания.

11. Владение графикой, каллиграфией, орфографией, транскрипцией, фонетическими, лексическими и грамматическими навыками. 1. Устные ответы в монологической и диалогической речи.

2. Письменные творческие задания.

3. Тесты по чтению и аудированию.

Как видно из таблицы инструменты для мониторинга иногда охватывают параллельно несколько УУД.

Примеры заданий, которые я использую на уроках английского языка для мониторинга сформированности регулятивных универсальных учебных действий: контрольный опрос на определенную тему; выявление ошибок в задании; работа над понятиями, работа с деформированным планом и его обсуждение; составление собственного плана, взаимоконтроль, сравнение полученного результата с эталоном.

Для мониторинга сформированности познавательных универсальных учебных действий, мною используются следующие задания: определить пропущенное слово (словосочетание) в тексте; дать сравнительную характеристику грамматических времен (таблица, составить план устного ответа на вопрос; определить группы данных лексический единиц, словосочетаний.

Для мониторинга сформированности коммуникативных учебных действий, использую такого рода задания: составить текст из определенного набора предложений; выстроить логическую цепочку; подготовить творческий проект (индивидуальный, групповой); составить рассказ на основе плана, картинок, слов, словосочетаний.

В начальной школе (1 – 4 классы) мной используется следующая система мониторинга сформированности УУД в процессе обучения английскому языку. Весь мониторинг базируется на Progress Report Card : карточке оценки достижений учащихся по каждому модулю, заполняется на каждый класс и на Student’s Self – Assessment Form : карточке самооценки достижений по модулю, заполняется каждым учеником.

В Progress Report Card : карточке оценки достижений учащихся по каждому модулю указываются класс, тема модуля, сроки работы над модулем, фамилии и имена учащихся и объекты контроля: активность на уроке, работа дома, лексико-грамматические навыки (контрольные и самостоятельные работы, лексические диктанты, аудирование и чтение (тестовые задания, письменные творческие работы, отношение к предмету (анкетирование). В этом контроле тесно переплетается как отслеживание сформированности УУД, так и отслеживание предметных результатов по английскому языку. Итоговая отметка по модулю складывается из среднего балла по каждому из составляющих данной карты. Итоговая отметка за триместр складывается из среднего балла за пройденные модули. Такой мониторинг позволяет мне и моим ученикам дать полную картину успехов и затруднений.

Для учащихся предусматривается Student’s Self – Assessment Form : карточка самооценки достижений по модулю, которая заполняется самим учеником. В этой карточке ученик оценивает свою деятельность значками Ex (excellent, VG (very good, G (good, а рядом выставляется оценка учителя. Объекты контроля в карточке ученика такие же, как и в Progress Report Card.

Кроме того, в конце учебного года в каждом классе провожу мониторинг УУД с помощью тестов, где за каждое задание ученик получает определенное количество первичных баллов, которые затем переводятся в итоговые баллы. Итоговые баллы позволяют провести окончательный анализ уровня сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных умений в отдельности и в целом у отдельно взятого ученика, а затем и у всего класса. Подобные тесты заимствую у коллег педагогического сообщества, либо составляю сама. Один из них приведён в Приложении.

Ниже приведен образец таблицы мониторинга сформированности метапредметных результатов у учащихся среднего звена, которая может создаваться как в электронном виде, так и в бумажном.

Таблица 2

Ф. И. УУД

Входная к. р к. р. №1 к. р. №2 к. р. №3 к. р. (I п.) динамика к. р. №4 к. р. №5 к. р. №6 к. р. №7 к. р. (год) динамика

1.

2.

Основной функцией таблицы является отслеживание динамики полученных результатов. Данная таблица используется для учащихся 5–9 классов и составляется из перечня УУД, которые указаны в программах и которыми должен овладеть каждый обучающийся. При заполнении таблицы, возможно использование балльного оценивания, процентного выражения выполнения заданий, либо «+» и «». Анализ таблицы по вертикали и по горизонтали, позволяет увидеть динамику метапредметных результатов и класса, и каждого обучающегося отдельно. Полученные результаты, позволят более качественно спланировать, скорректировать дальнейшую работу педагога, сделать выводы.

Предлагаемая система отслеживания, на мой взгляд, создаёт возможности и условия, которые будут благоприятствовать воспитанию детей, с тем, чтобы они превратились в участников процесса собственного научения и заняли активную жизненную позицию, выработали у себя способность к саморегуляции. Предлагаемый мониторинг как раз способствует персонализации учащегося, побуждает его к достижению успеха.

Список литературы и источников

1. Шемякова Л. А. Мониторинг сформированности метапредметных результатов при обучении английскому языку в условиях внедрения ФГОС ООО // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 2 дек. 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 55-57. – ISBN 978-5-6040397-2-4.

2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/monitoring_uud_5_klass_133650.html

3. https://pedportal.net/nachalnye-klassy/inostrannyy-yazyk/monitoring-sformirovannosti-uud-v-processe-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole-477954

Приложение 1

Мониторинг УУД (5 класс)

Тест

I. Послушайте и угадайте, о ком идет речь. (6 points) (Тексты приведены в инструкции к работе)

1. ___

2___

3___

II. Найди лишнее слово в столбике (2 points)

1. operator

2. actor

3. cartoon

4. producer

5. director

ответ: ___

1. sad

2. interesting

3. bored

4. nervous

5. angry

ответ: ___

III. Прочитай слова и добавь в строчку два слова из рамки (2 points)

Teacher, ruler, bigger, singer, faster, ladder, never

Older, fatter, nicer, funnier, ___, ___

IV. Прочитай предложения и отметь те, которые написаны в Present Continuous (2 points)

1. ___ My parents are very busy. They never watch TV.

2. ___Mary is reading a book at the moment.

3. ___Look! They are walking in the park together.

4. ___I like reading in the evening very much.

V. Прочитай и скажи, какие утверждения верные(T-true, а какие неверные (F-false). Исправь неверные утверждения и запиши их. (6 points)

1. The first American president was George Washington. - True/False

___

2. The White House is in New York. - True/False

___

3. New York is the capital of the USA. - True/False

___

4. The White House was built of grey stone. - True/False

___

VI. Найди ошибку в каждом утверждении и запиши его правильно.

1. Maxim is watches the news programme every day.

___

2. Look! A dog is climb the ladder!

___

3. Come in, please! Sit down! We watching a funny comedy.

___

4. I always goes to the park with my friends on Sunday.

___

VII. Вы хотите организовать новогодний праздник в школе. Составьте план. Что будут делать ваши одноклассники(8 points)

organize

decorate

cook

bring

play

pop and hip-hop music

party presents

a New Year tree

a chocolate cake

a New Year party

We are going to organize a New Year party.

Before the party Pete and Mary ___

Mark is a DJ. He___

Ann and Sue ___and some sandwiches.

Everyone ___

Мониторинг УУД 5 класс

Инструкция и ответы

Задания данного теста позволяют проверить уровень сформированности универсальных учебных умений у учеников 5 класса. Целесообразно проводить данный мониторинг в конце учебного года. За каждое задание ученик получает определенное количество первичных баллов, которые затем учителем переводятся в итоговые баллы. Итоговые баллы позволяют провести окончательный анализ уровня сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных умений в отдельности и в целом у отдельно взятого ученика, а затем и у всего класса.

УУД задание Первичные баллы Итоговые баллы Анализ

Познавательные УУД

Найди лишнее слово 2 Делим на 2 набранные

баллы 3 балла-высокий уровень

2 балл- средний уровень

0-1 баллов-низкий уровень

Добавь два слова 2

Найди предложения в Present Continuous 2

Коммуникативные УУД

Послушайте и угадайте, о ком идет речь. 3 (правильный ответ)

3 (правильность написания) Делим на 3 набранные

баллы 3 балла-высокий уровень

2 балл- средний уровень

0-1 баллов-низкий уровень

Верные и неверные утверждения с последующим исправлением 4 (верно\неверно)

2 (исправление неверных предложений)

Регулятивные УУД

Ошибка в утверждении и ее исправление 4 Делим на 3 набранные

баллы 3 балла-высокий уровень

2 балл- средний уровень

0-1 баллов-низкий уровень

Составление плана 4-правильность соотнесения

4-построение предложения

Тексты для аудирования.

Послушайте и угадайте, о ком идет речь

1. He was born in England. He always wanted to travel. He became a doctor on a ship. The ship crashed and he found himself in a strange country where little people live.

2. He was born in England. He ran away from home. His adventures began. After a shipwreck, he found himself alone on a desert island. He didn’t see any people for 15 years.

3. He was a funny boy. He lived in the USA. He lived with his aunt Polly. The boy was lazy but very clever. One day he made his friends paint the fence for him.

Ответы:

I 1. Gulliver

2. Robinson Crusoe

3. Tom Sawyer

II 1. cartoon

2. interesting

III bigger, faster

IV 2,3

V 1. The first American president was George Washington.-True

2. The White House is in New York.-False

The White House is in Washington D.C.

3. New York is the capital of the USA.- False

Washington D.C. is the capital of the USA.

4. The White House was built of grey stone.- True

VI 1. Maxim watches the news programme every day.

2. Look! A dog is climbing the ladder!

3. Come in, please! Sit down! We are watching a funny comedy.

4. I always go to the park with my friends on Sunday.

VII Pete and Mary are going to decorate a New Year tree.

He is going to play pop and hip-hop music

Ann and Sue are going to cook a chocolate cake and some sandwiches.

Everyone is going to bring party presents.

Публикации по теме:

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

«Gingerman. Пряничный человечек». Занятие по английскому языку в старшей группе Приветствие. Good morning,good morning,good morning to you,good morning,good morning,we are glad to see you. Фонетическая зарядка. Ребята,давайте.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языкуКомпьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Конструкт урока по английскому языку «Внешность» для 2 класса Конструкт урока по английскому языку «Закрепление и обобщение материала по теме «Внешность». 2 класс 1 Этап урока Организационно-мотивационный:.

Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Календарно-тематическое планирование по английскому языку. 10 класс Календарно –тематическое планирование 10 класс (3 часа в неделю/105часов в год) № Дата факт Тема урока Лексический материал Вид контроля.

Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой этикет» Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой Этикет» (речевые клише в различных ситуациях) Test I 1. Поздравьте друга с днем.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Технологическая карта урока по английскому языку в в 7 классе «Защита окружающей среды. Страдательный залог в Present Simple» Технологическая карта урока по английскому языку на основе технологий индивидуализации и личностно-ориентированного обучения учитель английского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 18:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Антонова (УИ 2432947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД