МААМ-картинки

Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки

Татьяна Андреева
Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Мониторинг развития музыкально-творческих способностей обучающихся

Цель:создание условий для развития музыкально-творческих способностей на уроках музыки в урочной и внеурочной деятельности

Задачи: освоить и применить на практике приемы критического мышления.

Публикация «Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки» размещена в разделах

Для меня как учителя музыки стало интересным и полезным освоение и внедрение в образовательный процесс новой технологии обучения - критическое мышление на уроках музыки, которую я внедряю на своих уроках в течение 4-х лет. Традиционная система оценивания внесла определенные противоречия: необъективность оценки, низкая дифференцирующая способность, отсутствие четких правил вывода итоговых (тематических, четвертных, годовых отметок). Следовательно, передо мной встал вопрос о критериях оценивания учебных достижений музыкально-творческих способностей обучающихся, выставлении оценки на уроке : как оценить конкретный ответ, как оценить качество усвоения учебного материала основной образовательной программы. Для объективного оценивания разных видов деятельности необходим индивидуальный подход оценивания. Оценке подлежат основные виды деятельности с использованием приемов: «Кластер», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, «Ключевые термины», «Синквейн». На своих уроках я применяю такие виды заданий, как анализ музыкальных произведений (прием «Синквейн», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, использую графическую структуру материала (прием «Кластер», рефераты, сообщения, доклады, исследовательские проекты (прием постановка «тонких» и «толстых» вопросов). Специфика предмета заставила меня выбрать тему самообразования «Исследование эффективности применения технологии развития КМ, как средство активизации мыслительной деятельности и познавательного интереса на уроках музыки», а значит и разработатьсвою методику оценивания, мониторинг музыкально-творческих способностей обучающихся.

Тогда первым шагом стала необходима: 1. разработка критерий оценивания знаний и учебных достижений обучающихся;2. установление балльной системы оценивания критерий учебных достижений; 3. установление уровней усвоения учебного материала (3) с учетом набранных баллов;4. установление балльной системы отметок, переведенной в процентное освоение базового учебного материала;

«Новая» система оценивания мониторинга

«Новая» система оценивания, которая работает сегодня в моей педагогической практике выполняет следующие функции:

-констатация - фиксируется фактический уровень достижений;

-уведомление - сообщение информации о результатах;

-контроль - позволяет определить направления и объем дальнейшей работы.

Следует сказать, что Система оценивания включает несколько принципов:

1. Оценивание может быть только критериальным, содержать три уровня достижения результатов. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающихся;

3. Оценивать можно только то, чему учат;

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы ученик включался в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

На уроке может быть 4 вида деятельности: 1. теория музыки (работа с учебником); 2. слушание музыки; 3. вокально-хоровое пение; 4. творчество (Д/З). Каждый вид деятельности включает приемы критического мышления(№1.2,3,4, 5).

1.«Кластер» №1,№2

2. Постановка «тонких» и «толстых» вопросов №1, №3

3.«Ключевые термины»

4. «Синквейн»(осавивают навыки этого приема)

5. «Групповая дискуссия»

Каждый прием содержит показатель оценивания: 1. знание; 2. понимание, 3. применение; 4. коммуникация; 5. анализ; 6. синтез (указаны ниже). Критерии оценивания приемов технологии критического мышления

показатели оценивания «Кластер» «Техника постановки вопросов» Ключевые термины «Синквейн»

1. Знание 1. активизация имеющихся знаний;

2. выбор правильного ответа при работе с учебником, доп. информацией;

3. вспоминание материала по теме (особенности, терминология и т. д.)

4. запоминание материала;

5. умение находить главное и второстепенное

6. осмысление учебного материала. 1. активизация имеющихся знаний;

2. умение правильно сформулировать;

3. умение задать вопрос;

4. знать ответ на этот вопрос;

5. используя учебник, задать вопрос по теме;

6. с помощью вопроса получают знания по новой информации

1. активизация имеющихся знаний;

1. умение охарактеризовать муз. произ.

2. знание особенностей муз. произвед. ;

3. составление муз. характеристики произведения;

4. использование словарного музыкального запаса;

5. изучение, характеристика творчества композиторов;

6. умение применять средства музыкальной выразительности

2. Понимание 1. конструирование выполнения задания от цели урока;

2. отслеживание правильного вектора

выполнения задания;

3. осмысление учебного материала;

4. умение рассуждать и понимать о чем;

5. умение находить правильный ответ;

6. умение аргументировать, приводить свои примеры. 1. понимание значения вопроса;

2. логическая последовательность составления (если несколько вопросов);

3. понимамние правильного значения;

4. понимание неверного значения;

5. понимание о чем идет речь при составлении вопроса;

6. понимание значимости достижения результата 1. понимание приема составления;

2. связь каждой из 5 строк;

3. понимание темы урока;

4. описание муз. произведения;

5. знания о творчестве композитора;

6. значимость муз. произведен.

3. Применение 1. применение имеющихся знаний на уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с учебником и доп. информацией;

5. применение имеющегося опыта при выполнении заданий;

6. применение графической организации материала 1. применение имеющихся знаний на уроке;

2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;

3. применение изученного материала по теме;

4. применение навыков работы с уч. материалом;

5. применение опыта и знаний обучающегося;

6. понимание ошибки при составлении Синквейна

4. Анализ 1. применение базовых знаний;

2. умение анализировать;

3. обоснование своей точки зрения;

4. умение привести правильные примеры;

5. критическое осмысление информации;

6. умение анализировать ошибки в работе 1. применение имеющихся знаний;

2. умение конкретизировать;

3. умение анализировать предложенный вариант;

4. умение анализировать свой ответ;

5. умение осмыслить информацию;

6. умение анализировать ошибки в работе

5. Синтез 1. процесс мышления;

2. связь

«ключевого» слова и второстепенного;

3. соединение в единое целое при составлении «Кластера»;

4. умение осмыслить информацию;

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. умение обобщать (связь с темой) 1. процесс мышления;

2. осмысление информации;

3. освоение способа работы с информацией;

4. умение обобщать (связь с темой)

5. теоретическое обобщение полученных знаний;

6. выстраивание логической связи при характеристике произведения

6. Коммуникация 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;

2. работа в парах;

3. групповая работа;

4. обмен информацией;

5. дополнение ответа обучающегося;

6. обмен информацией

Включая в урок все виды деятельности работы на уроке, обучающиеся достигают определенного уровня знаний: недостаточный, достаточный, высокий. Каждый уровень включает балльную систему оценивания, которая переведена в шкалу отметок и в процентное усвоение базового учебного материала. По итогам каждого полугодия каждого класса выводится процентное отношение каждого уровня: недостаточный, достаточный, высокий.

По итогам каждого полугодия (уроки закрепления-обобщения темы полугодия) обучающимся предлагается выполнить задание с целью закрепления темы четверти, полугодия. Достигший уровень ученика вносится в таблицу мониторинга.

Уровни знаний Баллы

Критерии оценивания

Недостаточный 3 Ученик может различать некоторые особенности изучения материала, воспроизводить его частично.

Ученик фрагментарно воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения.

Ученик воспроизводит менее половины учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задания.

Достаточный 4 Ученик имеет знание и понимание основных положений учебного материала. Ответ его правильный, осмысленный. При помощи учителя способен анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Умеет применять знания при выполнении заданий на уроке и дома.

Умеет приводить отдельные собственные примеры в подтверждение определенных мыслей, применяет изученный материал на любом этапе урока.

Знания ученика достаточно полные, обучающийся свободно применяет изученный материал в стандартных ситуациях, умеет анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в целом контролирует свою деятельность. Ответ ученика полный, логически обоснован, но с некоторыми неточностями.

Повышенный 5

Ученик владеет глубокими и прочными знаниями, способен выполнять их в нестандартных ситуациях Самостоятельно определяет отдельные цели собственной учебной деятельности, критически оценивает новые факты, явления, идеи, имеет свою точку зрения, аргументирует ее.

Ученик владеет обобщенными знаниями предмета, аргументировано использует их в нестандартных ситуациях, умеет находить источник информации и анализировать ее, ставить и решать проблемы Определение программу личной познавательной деятельности; самостоятельно оценивает различные жизненные явления и факты, проявляя личную позицию относительно них.

Ученик имеет системные, действенные знания, обнаруживает неординарные творческие способности в учебной деятельности, умеет ставить и решать проблемы, самостоятельно приобретать и использовать информацию, выявляет собственное отношение к ней, умеет аргументировать свою точку зрения, доказывать, приводить примеры.

Балльная система отметок, переведенная в уровни освоения

% освоение базового учебного материала в интервале уровень освоения отметка в балльной шкале

80-100% Повышенный 5

50-80% Достаточный 4

меньше 50% Недостаточный 3

Уровни, переведенные в шкалу отметок (схема)

Педагог может применять различные формы системы оценки уровня достижений планируемых результатов. Система оценивания может быть не только критериальной, но и тестовой, накопительной, рейтинговой. Я считаю, что составленная мною система оценивания является универсальной. Она может применяться и на других предметах. Данная методика оценивания работает на внутреннюю мотивацию ребенка. Она личностно - ориентирована, повышает самооценку, развивает способность.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна Описание материала: Предлагаю музыкально-методическую разработку по слушанию.

Музыкально-творческая деятельность на уроках музыки Музыкально творческая деятельность на уроках музыки- Добрый день, уважаемые коллеги! -Как у вас сегодня настроение? -Пусть хорошее настроение.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки
Опубликовано: 9 января 2020 в 19:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД