Татьяна Андреева
Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг развития музыкально-творческих способностей обучающихся
Цель:создание условий для развития музыкально-творческих способностей на уроках музыки в урочной и внеурочной деятельности
Задачи: освоить и применить на практике приемы критического мышления.
Публикация «Мониторинг музыкально-творческих способностей на уроках музыки» размещена в разделах
- Мониторинг
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Для меня как учителя музыки стало интересным и полезным освоение и внедрение в образовательный процесс новой технологии обучения - критическое мышление на уроках музыки, которую я внедряю на своих уроках в течение 4-х лет. Традиционная система оценивания внесла определенные противоречия: необъективность оценки, низкая дифференцирующая способность, отсутствие четких правил вывода итоговых (тематических, четвертных, годовых отметок). Следовательно, передо мной встал вопрос о критериях оценивания учебных достижений музыкально-творческих способностей обучающихся, выставлении оценки на уроке : как оценить конкретный ответ, как оценить качество усвоения учебного материала основной образовательной программы. Для объективного оценивания разных видов деятельности необходим индивидуальный подход оценивания. Оценке подлежат основные виды деятельности с использованием приемов: «Кластер», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, «Ключевые термины», «Синквейн». На своих уроках я применяю такие виды заданий, как анализ музыкальных произведений (прием «Синквейн», постановка «тонких» и «толстых» вопросов, использую графическую структуру материала (прием «Кластер», рефераты, сообщения, доклады, исследовательские проекты (прием постановка «тонких» и «толстых» вопросов). Специфика предмета заставила меня выбрать тему самообразования «Исследование эффективности применения технологии развития КМ, как средство активизации мыслительной деятельности и познавательного интереса на уроках музыки», а значит и разработатьсвою методику оценивания, мониторинг музыкально-творческих способностей обучающихся.
Тогда первым шагом стала необходима: 1. разработка критерий оценивания знаний и учебных достижений обучающихся;2. установление балльной системы оценивания критерий учебных достижений; 3. установление уровней усвоения учебного материала (3) с учетом набранных баллов;4. установление балльной системы отметок, переведенной в процентное освоение базового учебного материала;
«Новая» система оценивания мониторинга
«Новая» система оценивания, которая работает сегодня в моей педагогической практике выполняет следующие функции:
-констатация - фиксируется фактический уровень достижений;
-уведомление - сообщение информации о результатах;
-контроль - позволяет определить направления и объем дальнейшей работы.
Следует сказать, что Система оценивания включает несколько принципов:
1. Оценивание может быть только критериальным, содержать три уровня достижения результатов. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности обучающихся;
3. Оценивать можно только то, чему учат;
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы ученик включался в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На уроке может быть 4 вида деятельности: 1. теория музыки (работа с учебником); 2. слушание музыки; 3. вокально-хоровое пение; 4. творчество (Д/З). Каждый вид деятельности включает приемы критического мышления(№1.2,3,4, 5).
1.«Кластер» №1,№2
2. Постановка «тонких» и «толстых» вопросов №1, №3
3.«Ключевые термины»
4. «Синквейн»(осавивают навыки этого приема)
5. «Групповая дискуссия»
Каждый прием содержит показатель оценивания: 1. знание; 2. понимание, 3. применение; 4. коммуникация; 5. анализ; 6. синтез (указаны ниже). Критерии оценивания приемов технологии критического мышления
показатели оценивания «Кластер» «Техника постановки вопросов» Ключевые термины «Синквейн»
1. Знание 1. активизация имеющихся знаний;
2. выбор правильного ответа при работе с учебником, доп. информацией;
3. вспоминание материала по теме (особенности, терминология и т. д.)
4. запоминание материала;
5. умение находить главное и второстепенное
6. осмысление учебного материала. 1. активизация имеющихся знаний;
2. умение правильно сформулировать;
3. умение задать вопрос;
4. знать ответ на этот вопрос;
5. используя учебник, задать вопрос по теме;
6. с помощью вопроса получают знания по новой информации
1. активизация имеющихся знаний;
1. умение охарактеризовать муз. произ.
2. знание особенностей муз. произвед. ;
3. составление муз. характеристики произведения;
4. использование словарного музыкального запаса;
5. изучение, характеристика творчества композиторов;
6. умение применять средства музыкальной выразительности
2. Понимание 1. конструирование выполнения задания от цели урока;
2. отслеживание правильного вектора
выполнения задания;
3. осмысление учебного материала;
4. умение рассуждать и понимать о чем;
5. умение находить правильный ответ;
6. умение аргументировать, приводить свои примеры. 1. понимание значения вопроса;
2. логическая последовательность составления (если несколько вопросов);
3. понимамние правильного значения;
4. понимание неверного значения;
5. понимание о чем идет речь при составлении вопроса;
6. понимание значимости достижения результата 1. понимание приема составления;
2. связь каждой из 5 строк;
3. понимание темы урока;
4. описание муз. произведения;
5. знания о творчестве композитора;
6. значимость муз. произведен.
3. Применение 1. применение имеющихся знаний на уроке;
2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;
3. применение изученного материала по теме;
4. применение навыков работы с учебником и доп. информацией;
5. применение имеющегося опыта при выполнении заданий;
6. применение графической организации материала 1. применение имеющихся знаний на уроке;
2. применение знаний при самостоятельном выполнении работы;
3. применение изученного материала по теме;
4. применение навыков работы с уч. материалом;
5. применение опыта и знаний обучающегося;
6. понимание ошибки при составлении Синквейна
4. Анализ 1. применение базовых знаний;
2. умение анализировать;
3. обоснование своей точки зрения;
4. умение привести правильные примеры;
5. критическое осмысление информации;
6. умение анализировать ошибки в работе 1. применение имеющихся знаний;
2. умение конкретизировать;
3. умение анализировать предложенный вариант;
4. умение анализировать свой ответ;
5. умение осмыслить информацию;
6. умение анализировать ошибки в работе
5. Синтез 1. процесс мышления;
2. связь
«ключевого» слова и второстепенного;
3. соединение в единое целое при составлении «Кластера»;
4. умение осмыслить информацию;
5. теоретическое обобщение полученных знаний;
6. умение обобщать (связь с темой) 1. процесс мышления;
2. осмысление информации;
3. освоение способа работы с информацией;
4. умение обобщать (связь с темой)
5. теоретическое обобщение полученных знаний;
6. выстраивание логической связи при характеристике произведения
6. Коммуникация 1. индивидуальная работа с информацией;
2. работа в парах;
3. групповая работа;
4. обмен информацией;
5. дополнение ответа обучающегося;
6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;
2. работа в парах;
3. групповая работа;
4. обмен информацией;
5. дополнение ответа обучающегося;
6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;
2. работа в парах;
3. групповая работа;
4. обмен информацией;
5. дополнение ответа обучающегося;
6. обмен информацией 1. индивидуальная работа с информацией;
2. работа в парах;
3. групповая работа;
4. обмен информацией;
5. дополнение ответа обучающегося;
6. обмен информацией
Включая в урок все виды деятельности работы на уроке, обучающиеся достигают определенного уровня знаний: недостаточный, достаточный, высокий. Каждый уровень включает балльную систему оценивания, которая переведена в шкалу отметок и в процентное усвоение базового учебного материала. По итогам каждого полугодия каждого класса выводится процентное отношение каждого уровня: недостаточный, достаточный, высокий.
По итогам каждого полугодия (уроки закрепления-обобщения темы полугодия) обучающимся предлагается выполнить задание с целью закрепления темы четверти, полугодия. Достигший уровень ученика вносится в таблицу мониторинга.
Уровни знаний Баллы
Критерии оценивания
Недостаточный 3 Ученик может различать некоторые особенности изучения материала, воспроизводить его частично.
Ученик фрагментарно воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения.
Ученик воспроизводит менее половины учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задания.
Достаточный 4 Ученик имеет знание и понимание основных положений учебного материала. Ответ его правильный, осмысленный. При помощи учителя способен анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Умеет применять знания при выполнении заданий на уроке и дома.
Умеет приводить отдельные собственные примеры в подтверждение определенных мыслей, применяет изученный материал на любом этапе урока.
Знания ученика достаточно полные, обучающийся свободно применяет изученный материал в стандартных ситуациях, умеет анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в целом контролирует свою деятельность. Ответ ученика полный, логически обоснован, но с некоторыми неточностями.
Повышенный 5
Ученик владеет глубокими и прочными знаниями, способен выполнять их в нестандартных ситуациях Самостоятельно определяет отдельные цели собственной учебной деятельности, критически оценивает новые факты, явления, идеи, имеет свою точку зрения, аргументирует ее.
Ученик владеет обобщенными знаниями предмета, аргументировано использует их в нестандартных ситуациях, умеет находить источник информации и анализировать ее, ставить и решать проблемы Определение программу личной познавательной деятельности; самостоятельно оценивает различные жизненные явления и факты, проявляя личную позицию относительно них.
Ученик имеет системные, действенные знания, обнаруживает неординарные творческие способности в учебной деятельности, умеет ставить и решать проблемы, самостоятельно приобретать и использовать информацию, выявляет собственное отношение к ней, умеет аргументировать свою точку зрения, доказывать, приводить примеры.
Балльная система отметок, переведенная в уровни освоения
% освоение базового учебного материала в интервале уровень освоения отметка в балльной шкале
80-100% Повышенный 5
50-80% Достаточный 4
меньше 50% Недостаточный 3
Уровни, переведенные в шкалу отметок (схема)
Педагог может применять различные формы системы оценки уровня достижений планируемых результатов. Система оценивания может быть не только критериальной, но и тестовой, накопительной, рейтинговой. Я считаю, что составленная мною система оценивания является универсальной. Она может применяться и на других предметах. Данная методика оценивания работает на внутреннюю мотивацию ребенка. Она личностно - ориентирована, повышает самооценку, развивает способность.