Получи документы

Мониторинг качества профориентационной работы

Сикорская Наталья
Мониторинг качества профориентационной работы

Процесс ознакомления детей с профессиями взрослых должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия его интересов, склонностей, способностей.

Поэтому залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Акцент деятельности ДОУ в данном направлении ставится, прежде всего, на разработку измерительного инструментария и методов проведения диагностических процедур, их целесообразную включенность в образовательный процесс.

Публикация «Мониторинг качества профориентационной работы» размещена в разделах

Здесь мы должны подчеркнуть, что особенностью диагностических процедур будет оценивание реальных достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Методическая интерпретация обозначенной особенности находит отражение в разработке низкоформализованных и высокоформализованных диагностических

процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых, учете в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Основанием для разработки системы диагностики знаний детей о профессиях взрослых являются исследования ученых об особенностях процессов познания и восприятия детьми дошкольного возраста мира взрослых, их этапности и последовательности.

1 уровень – уровень наблюдений

Ребенок наблюдает за профессиональными действиями, которые совершает взрослый, но смысл этих действий пока ему непонятен. В контексте этой социальной ситуации развития у ребенка появляется желание выполнять различные трудовые действия, так как для него они являются привлекательными

2 уровень – уровень узнавания

На этом уровне у ребенка возникает важная социальная потребность – потребность в общении с взрослыми, возникает первый вид деятельности ребенка – деятельность в общении, где предметом становится взрослый человек. У ребенка развивается устойчивый интерес к предметному миру, к действиям с предметами. Во многом это обусловлено возникновением манипулятивной деятельности с предметами, в процессе которой ребенок стремится к достижению результатов и получению оценки его действий взрослым. Таким образом, дошкольник осваивает орудийные действия, которые являются важной предпосылкой формирования интереса к профессии взрослого

3 уровень – уровень отношений

Этот уровень можно охарактеризовать как ситуацию совместной деятельности ребенка и взрослого на основе сотрудничества. В этом смысле важна система устойчивых отношений, которая складывается к этому периоду. Ребенок осознает цели труда взрослого человека, у ребенка постепенно формируется интерес к профессии и уважительное отношение к труду взрослых

4 уровень – уровень деятельности

Ребенок подражает профессиональной деятельности взрослых в культурных практиках детства, а также в самостоятельной элементарной трудовой деятельности. Складывается устойчивая система отношений «ребенок – взрослый»

Данные убедительно доказывают, что оценивание достижений ребенка в ознакомлении с профессиями взрослых, должно осуществляться в его повседневной активности в культурных практиках детства (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, изобразительной, конструктивной, творческой). Поэтому основными характеристиками диагностического инструментария является компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в образовательный процесс.

Методическая интерпретация обозначенной особенности находит отражение в разработке низкоформализованных и высокоформализованных диагностических процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых, учете в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка. К высокоформализованным диагностическим процедурам относятся тесты, опросники, методы проективной техники. Данные методы характеризуются регламентацией, объективизацией процедуры, т. е. точным соблюдением инструкции, строго определенным способом предъявления стимульного материала невмешательством исследователя в деятельность испытуемого, стандартизацией.

К низкоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов детских видов деятельности. Анализируя данные методы, важно актуализировать наблюдение как ведущий метод оценки достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Нестандартизированность этой процедуры, отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение, информативность и оперативность позволяет педагогу гибко использовать ее в образовательном процессе ДОО «здесь и сейчас», отследить достижения детей в «ансамбле» культурных практик детства. Например, в сюжетно-ролевой игре, где ребенок моделирует профессиональные роли, отношения, изобразительной деятельности, в которой проявляется мотивация нарисовать профессиональные сюжеты, конструктивной – где ребенок создает макет телевизионной студии, в чтении художественных текстов о мире профессий.

Постановка профориентационных задач уже на этапе младшего дошкольного возраста требует от педагога диагностической компетенции в оценивании достижений детей в соответствии с программными требованиями.

Вариативность диагностического инструментария в оценке достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых наглядно представлена в комплексных программах дошкольного образования. Например, в ПООП «Детство» (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева») оценивается социальная компетентность ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста. Выявить успешность решения программных задач позволяет экспресс-диагностика.

В рамках диагностики достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых специалистами могут использоваться проективные техники. Существенным признаком проективных техник является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен самостоятельно дополнять, интерпретировать. Например, ребенку предлагают интерпретировать содержание сюжетных картинок на профессиональную тематику (профессиональные действия, профессиональные отношения, продукты профессиональной деятельности, технология труда, завершать неоконченные предложения, давать толкование социальной значимости профессий в жизни общества. Педагогу необходимо знать, что в этом случае ответы на задание не могут быть правильными или неправильными – возможен веер разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности ребенка, которые «проецируются» в его ответах, что дает возможность диагностировать степень социальной компетентности ребенка, зарождение значимых личностных качеств, ранние профессиональные устремления.

Эффективным диагностическим инструментарием в оценке достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых являются игровые тестовые задания, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса, профессиональных отношений, специфику разных профессий, поскольку они легко интегрируются в приоритетные культурные практики, повседневную жизнь ребенка дошкольного возраста.

В исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные уровневые методики выявления знаний детей о труде взрослых, например, В. И. Логинова, Л. И. Сайшушева выделили ряд критериев и показателей сформированности у старших дошкольников представлений о труде взрослых: полнота (или объем знаний); многообразие профессий и их сторон; выделение существенного в труде взрослых; выявление общественной значимости каждой профессии, объективных связей между профессиями (отражается в обобщенных представлениях, элементарных знаниях); системность знаний; познание обобщенной структуры трудового процесса; целостное рассмотрение, воспроизводящее содержание и структуру любого трудового процесса.

Высокий уровень: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

Средний уровень: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

Низкий уровень: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

О. В. Дыбина определяет показатели приобщенности детей 6–7 лет к миру профессий :

• наличие знаний о разнообразии профессий людей и об особенностях профессионального труда взрослых;

• желание рассказывать о разнообразных профессиях взрослых;

• умение отображать знания о профессиональном труде взрослых в своей деятельности;

• стремления к освоению профессий определенного типа.

Автором условно выделены три уровня приобщенности детей 6–7 лет к миру профессий :

Высокий уровень приобщенности детей 6–7 лет к миру профессий характеризуется тем, что дети знают о разнообразии профессий, подробно описывают профессиональные действия взрослых, демонстрируют положительное отношение к труду взрослых и стремление к освоению определенных типов профессий, проявляя устойчивый интерес к профессиональной деятельности взрослых.

Средний уровень характеризуется тем, что дети называют профессии взрослых, однако спектр знакомых им профессий недостаточно широкий, вызывает затруднение определение таких специфичных профессий, как дизайнер, ювелир, архитектор, рекламщик. Ребята проявляют интерес к миру профессий, но сомневаются в собственных предпочтениях определенного типа профессий.

Низкий уровень характеризуется тем, что дети не проявляют интереса к миру профессий взрослых, описание детьми профессий и особенностей профессионального труда взрослых носит частичный, поверхностный характер. При определении собственных предпочтений профессий дети не могут выбрать, какие профессиональные действия им нравятся больше.

Разработка диагностического инструментария должна учитывать региональную направленность содержания образования при ознакомлении детей с профессиями взрослых, что позволит педагогу оценить знания детей о профессиях взрослых малой родины.

В методических рекомендациях предлагается адаптированная педагогическая диагностика представлений детей о профессиях взрослых, с учетом ориентировки развития промышленного сектора экономики, формулировки образовательных задач и отбора содержания образования.

Комплексные целевые ориентиры как возрастные достижения детей при реализации всех образовательных областей:

• ребенок способен опираться на личный опыт при знакомстве с природно-географическими и социокультурными особенностями региона;

• ребенок проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при ознакомлении с бытом народов региона;

• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен к принятию собственных решений, опираясь на знания об истории, культуре региона;

• ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

• ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории региона, местах проживания первобытных людей; о возникновении городов, о разных видах труда народов в различных района; о мастеровых и рабочих; задает вопросы взрослым и сверстникам об истории и культуре;

• ребенок объясняет взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов; понимает необходимость посильного участия в труде в детском саду и дома;

• ребенок знаком с распределением обязанностей по ведению хозяйства в семье у разных народов; с некоторыми действиями домоводства и ремесел.

На основе вышесказанного, мы формулируем основные требования к отбору и разработке диагностического инструментария по оценке достижений детей дошкольного возраста в ознакомлении с профессиями взрослых, а именно:

• наличие четких критериев оценивания представлений детей о профессиях взрослых;

• учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;

• соотнесенность программных задач по ознакомлению детей с профессиями взрослых, с системой оценочных параметров;

• интеграция низкоформализованных и высокоформализованных диагностических процедур в оценивании уровня знаний детей о профессиях взрослых.

Реализация данного условия позволит педагогам объективно оценить знания детей о профессиях взрослых и получить информацию для своевременной корректировки форм и методов образовательной работы с детьми, что имеет принципиальное значение для оценки качества ранней профориентации в ДОУ.

Безусловно, акцент деятельности ДОУ в данном направлении ставится, прежде всего, на развитии диагностической компетентности педагогов. Диагностическую компетентность педагогов мы понимаем, как свободное владение педагогом системой диагностических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего планирования и осуществления эффективной работы по ранней профориентации. Конкретизируя понятие «диагностическая компетентность педагога», мы определяем основные компетенции педагогов в сфере ознакомления детей с профессиями взрослых, а именно:

• умение отбирать содержание образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых на диагностической основе;

• готовность к умению осваивать и применять диагностические методики оценивания уровня представлений детей о профессиях взрослых;

• осмысленное использование педагогических инструментов мониторинга (формы, методы, средства, методики, технологиии т. п.) в ознакомлении детей с профессиями взрослых в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Публикации по теме:

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Фотоотчет. Мониторинг по бегу в подготовительной к школе группе с детьми ТНРФотоотчет. Мониторинг по бегу в подготовительной к школе группе с детьми ТНР Мне попались на глаза фотографии моих выпускников 2018года. Садик наш работает с детьми с ТНР (тяжелое нарушение речи) Поступление в школу.

Фотоотчет о профориентационной неделе во второй младшей группеФотоотчет о профориентационной неделе во второй младшей группе В рамках Всероссийской профориентационной недели в формате онлайн-марафона «Билет в твое будущее» в нашей дошкольной организации прошла.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг качества профориентационной работы
Опубликовано: 15 августа 2024 в 22:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг качества профориентационной работы» (включая файлы) размещена пользователем Сикорская Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. Витаминная осень. Передвижка «Осенние витамины»

Осень — время холодов, затяжных дождей ипростуд. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Впереходный период иммунитет снижается, что приводит к болезням. Выход есть — усиленная...

19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД