Надежда Шевченко
Моя тема по самообразованию «Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей.
объединит детей коллективная работа.
Публикация «Моя тема по самообразованию „Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Коллективные работы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования.
Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое.
но — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и е содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
-Проявление своего творческого потенциала;
-Пропаганда своих достижений;
-Формирование у детей умений и навыков работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи
Перечень вопросов по самообразованию :
• изучение психолого-педагогической литературы;
• систематизировать изученную литературу;
• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• проектная деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
• расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
• учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
• разработать конспекты занятий с использованием коллективных форм работы и консультации для родителей;
• публиковать свои научные статьи и конспекты занятий на вышеуказанную тему;
• принимать участие в конкурсах.
Предполагаемый результат: улучшение взаимоотношений в детском коллективе и развитие творческих способностей.
Форма отчета по проделанной работе:
1. Проконсультировать воспитателей по развитию творческих способностей в коллективной деятельности дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- коллективная деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы по самообразованию
1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы (Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000;
КомароваТ. С. Дети в мире творчества. М. :1995.
Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005. –№2. – С. 60.
Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
Дроздова Н. В. Коллективное творчество до- школьников // Образовательные проекты «Совё- нок» для дошкольников. – 2015. – № 32. – ART 132505
CD-диски, компьютерные презентации, интернет ресурсы.
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».
«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». _ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
Дронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». _ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с
2. Изучение интернет – ресурсов https://www.solnet.ee/ https://deti-online.com/ https://www.maam.ru/users/
3. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием коллективных форм организации детей: Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел»; Конспект ОД. Лепка «Грибочки для ежика» вторая младшая группа; Конспект ОД. Аппликация «Оденем человечков на прогулку»; Конспект ОД. Аппликация обрывная в младшей группе «Осень золотая»; Конспект ОД. Рисование во второй младшей группе Тема : «Туча»; Конспект ОД во второй младшей группе на тему: «Чудо-овощи»; Конспект ОД по лепке «Яблочки» во второй младшей группе; Конспект ОД для младшей группы «Как красива наша елка…».Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования; Конспект ОД. Младшая группа Коллективная рельефная лепка «Ледяная избушка»; Конспект ОД. Лепка «Лубяная избушка»; Конспект ОД. Рисование в младшей группе «Снег идет»
4. Консультация для родителей «Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников»
5. Обогащение предметно – развивающей среды: Создание условий для развития двигательной активности детей: разноцветные ленточки, дорожка здоровья, ребристые коврики, тканевые мешочки с разным наполнителем (песок, гречка, горох и т. д).
Создание условий и атрибутов для сюжетно-ролевых игр: магазин, аптека, ателье, русская изба, семья. Оборудование центров: «Я и книга», «Мы строители», «Играем в театр».
Создание нетрадиционного оборудования: султанчики, перья, вертушки т. д.
Шапочки для поведения подвижных игр
Создание банка утренней гимнастики, гимнастики после сна, артикуляционной и дыхательной гимнастики, а так же картотеку подвижных игр и динамических пауз.
6. Выставка работ на тему «Великолепная осень»; «Зимушка-зима»
7. Участие в конкурсах
8. Участие в РМО, мастер-классах
9. Посещение и участие в районных семинарах в течении года
10. Обучение на курсах и семинарах
11. Посещение и участие в районных семинарах