Елена Сличенко
Моя профессия — воспитатель
▼ Скачать + Заказать документы
Моя профессия воспитатель
Все начинается с любви… Жизнь – это любовь. Это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род.
Мне повезло в жизни. Часто слышу фразу, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Моя прабабушка работала няней в детском саду, а бабушка и мама – учителями начальных классов. В семье я была единственным ребенком, которого все безумно любили. А мне некому было передавать эту любовь, и поэтому с детства я любила играть с соседскими детьми младше себя, вытирать им носы, «поучать» их. Моим главным воспитателем была бабушка, а мама … всю себя без остатка отдавала любимой работе, своим ученикам. Ох, как я сейчас ее понимаю!
Публикация «Моя профессия — воспитатель» размещена в разделах
Неужели у детей актеров и педагогов нет шансов на иной выбор? Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку. Болезнь стала прогрессировать, да еще как! Я закончила педагогический колледж, после которого поступила в педагогический институт опять же по наследственной специальности «Учитель начальных классов». Однако прабабушкиных генов во мне оказалось больше и вот я – воспитатель детского сада.
Благодарна своим родным за то, что они дали мне главное – любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.
«Все начинается с любви» - для меня это не просто слова, это отправная точка в моей жизни, в работе. Часто думаю о своем предназначении в этой жизни: что я могу дать детям, окружающим меня людям? Прежде всего – любовь. Никогда не забуду ощущение почти физической боли, когда впервые соприкоснулась с озлобленной детской душой, как много недополучил этот ребенок от своих близких, если «волчонком» смотрел на окружающий мир. Сколько добра, тепла и любви, предназначенных ему с рождения, уже где-то потерялись, обошли стороной…
К сожалению, как много в этом мире зла. Что порождает его? Уверена – недостаток любви. И это очень страшно. Весьма поучителен эксперимент известного философа, врача Авиценны: двух совершенно одинаковых ягнят поместили в две клетки, кормили их одинаково, ухаживали за ними тоже одинаково, однако один ягненок рос бодрым и жизнерадостным, а другой – хилым и болезненным. Оказалось, что клетка первого ягненка была поставлена с видом на луг, где играли и резвились его сородичи, а клетка другого – на волка. Мораль для всех нас – не быть для ребенка волком.
Любовь – великий дар дарить радость. Радость… она дается не каждому. Она идет не из пустой души, а от духовной глубины. Она требует от человека самоотдачи.
Вспоминаю свою бабушку. Удивительно, в ней полностью отсутствовало чувство зависти. Она искренне радовалась людям, их успехам, материальным и духовным приобретениям. Милая бабушка, ты ничего не требовала для себя, ты только все отдавала: любовь, заботу. Даже маленькую учительскую пенсию всю тратила на нас, не оставляя себе ни копейки и при этом искренне радовалась.
На могильной плите известного педагога И. Г. Песталоцци высечены слова «Вес для других, ничего для себя». Эти же слова произношу, посещая могилку своей бабушки, ставшей для меня идеалом Любви и Добра, идеалом настоящего Учителя.
Воспитатель должен любить детей. Прописная истина. А как любить? Что делать, если… ну нет этой любви? Думаю, нужно учиться любить. И тут в памяти всплывает система великого актера, педагога К. С. Станиславского. Все мы, порой, действуем под влиянием наших чувств. Разгневались на ребенка – следует соответствующее действие: отругали его, наказали. А если наоборот, как по Станиславскому, сначала действие, какое правильное в данной ситуации, а потом уже под влиянием этого действа возникнут новые чувства. В порыве раздражения, гнева часто говорю себе: «Стоп! Как поступила бы сейчас любящая мама?» И, поверьте мне, приласкав ребенка, обняв его, чувствую, что незаметно уходит раздражение, ребенок успокаивается и возникает совершенно иное чувство – чувство любви к этому маленькому беззащитному существу.
Любить – значит принимать ребенка таким, какой он есть. Каждый ребенок уникален, своеобразен, и чем младше ребенок, тем он более чист и непорочен. И моя задача как раз и состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ребенка, помочь и ему полюбить себя таким, какой он есть, осознать значимость своего «я», чтобы ребенок не завидовал другим, а радовался тому, что у него есть. Каждый, даже самый маленький успех ребенка стараюсь замечать и фиксировать. К сожалению, не каждый день приносит только радость. Есть минуты обид, ошибок, неудач, некрасивых поступков. И я стараюсь разбираться в них и учу этому детей. Мне важно показать именно ошибку, следствие поступка или проступка, не затрагивая личность ребенка. Не важно, кто и как уронил кашпо с цветком, а важно сделать так, чтобы цветок не умер, все вместе пересаживаем его в новый сосуд и наблюдаем ежедневно за его «оздоровлением». Я пытаюсь «растить» в детях, прежде всего, любовь к себе самому, через нее – любовь и уважение к окружающим. А еще учу радоваться жизни, какой бы она не была: ласковому солнышку, хмурому дождичку, доброму ветерку.
О могущественной силе любви говорил еще Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь, звенящая ил кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».
Средством выражения и передачи любви является слово. Один французский писатель как-то заметил: «Если ты можешь одним словом осчастливить человека, то какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!» Песенными словами «Давайте говорить друг другу комплименты» мы начинаем день в детском саду. Ну, конечно же, центральное место по воспитанию занимает художественное слово. С. Михалков пишет: «Живое слово народной сказки проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятия добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям и буквально вскармливает его духовным «молоком».
Сегодня на смену традиционной авторитарной педагогике пришла новая, нацеленная не на абстрактную личность, а на конкретного Васю или Петю, активно внедряются во всех звеньях образовательного процесса личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии. И, на мой взгляд, они будут «работать» только в том случае, если педагог научится любить – любить себя, любить детей, любить окружающий его мир, ибо воспитание начинается с любви и кончается там, где кончается любовь.
По-другому я стала воспринимать счастье. Счастье для меня – это все то, что связано со словом «любовь» : любящая семья, любимая работа, любовь к детям. Работая с детьми, я многому научилась: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное – научилась бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо научиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее увидеть. И еще, нельзя упускать ни дня, ни часа, потому что, как писал Сергей Михалков, «В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет».
Судьба… скажу ли я ей «спасибо»? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач, ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» и обретал веру в себя. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу и, если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».