Хаустова Елена
Конспект занятия «Моя малая Родина — Туркменский район»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников;
-углублять знания и представления детей о Родине – о России;
-обобщать понятие детей о Государственной символике РФ, Ставропольского края;
-познакомить с отличительными символами Туркменского района;
Публикация «Конспект занятия „Моя малая Родина — Туркменский район“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать диалогическую и монологическую речь, умение детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
-активизировать и расширять словарный запас дошкольников;
-воспитывать у детей чувство патриотизма, уважения и любви к Родине большой и малой.
Предварительная работа: цикл бесед «Россия – Родина моя», «Край родной мой, Ставропольский»; знакомство с геральдикой РФ, СК; рассматривание глобуса, карты России, Ставропольского края; знакомство с творчеством ставропольских поэтов (И. В. Кашпуров, Г. С Фатеев, С. Рыбалко); экскурсия по окрестностям с. Летняя Ставка; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…».
Словарная работа: Родина, малая Родина, Россия, Ставропольский края, Туркменский район, флаг, герб, хлеборобный край, житница, щит, сноп, многонациональный район.
Оборудование: презентационный материал, аудиозапись «Люблю тебя, Родина» ( слова и музыка: Обухова Е. Э., «Росиночка - Россия».Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук, разрезные карточки для Д / и «Отличительные символы страны, края, района», мяч, вырезанные из картона колоски для рефлексии.
Методы и приё мы: наглядные (слайдовая презентация, запись «Люблю тебя, Родина» ( слова и музыка: Обухова Е. Э., «Росиночка - Россия».Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук; словесные (беседа, объяснение); игровые (Логоритмика «Родные просторы», словесная и дидактическая игры); практические (самостоятельная работа); методы стимулирования мотивации (похвала, поощрение).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается и дарит нам отличное настроение. Поприветствуем друг друга.
Дети: (хором) Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка – Земля,
Здравствуйте, мои друзья!
2. Основная часть.
Воспитатель: Предлагаю вам послушать замечательную песню.
Звучит песня «Люблю тебя, Родина» ( слова и музыка: Обухова Е. Э.)
Воспитатель: О чём поётся в этой песне?
Дети: О любви к Родине.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Что такое Родина?
Дети: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш край, район, наше село. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки.)
Воспитатель: Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос. Родина – это страна, в которой мы живем. Как она называется?
Дети: Россия. (слайд 2)
Воспитатель: Назовите главный город России. (слайд 3)
Дети: Москва.
Воспитатель: Ребята в каждой стране, в том числе и нашей, есть государственные символы, которые делают её отличительной от других. Какие это символы?
Дети: Это герб, флаг, и гимн страны.
Воспитатель: Правильно. (слайд 4,5)
Воспитатель: Вспомните, что означает белый цвет флага?
Дети: Мир и чистоту совести.
Воспитатель: Что означает синий цвет флага?
Дети: Верность и правду.
Воспитатель: Что означает красный цвет флага?
Дети: Мужество и отвагу.
Воспитатель: Что такое гимн страны?
Дети: Торжественная песня, которую слушают и подпевают стоя.
Воспитатель: В России много республик, краёв, областей. Ребята, скажите, в каком крае мы живем?
Дети: В Ставропольском крае. (слайд 6)
Ребенок: Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у Ставропольского края тоже есть свои символы? Какие?
Дети: Герб, флаг). (слайд 7)
Воспитатель: Что изображено на гербе СК?
Дети: В середине карта СК с крепостью, вокруг венок из дубовых и пшеничных колосьев, который переплетён российским флагом. Вверху изображён герб России.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге нашего края?
Дети: Жёлтый, белый, голубой, синий, красный, чёрный, коричневый.
Воспитатель: Почему наш край называют Житницей России? (слайд 8).
Дети: В нашем крае в основном выращивают пшеницу, рожь, ячмень. Из этих культур получают муку и пекут хлеб).
Воспитатель: А сейчас немного разомнёмся и вспомним чем славен наш край.
Логоритмика «Родные просторы»
Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны: (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят, (бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)
Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)
Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
Воспитатель: Ребята, Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Воспитатель: Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель: Малая Родина – это наш район и наше село. Как называется наш район? Дети: Туркменский район. (слайд 9)
Воспитатель: Как называется наше село?
Дети: Летняя Ставка. (слайд 10)
Воспитатель: Туркменский район образован в 1920 году, совсем скоро ему будет 100 лет. Можно сказать, что наш район многонациональный. Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: В районе проживают люди разных национальностей.
Воспитатель: Основное население района составляют русские (68,8 %, осваивавшие эти земли с конца 18 столетия, и туркмены(19,2%, переселившиеся сюда в 17 веке. По имени этого народа и назван район. Кроме того на территории района проживают татары (5,6 %) и представители других национальностей. (слайд 11)
Воспитатель: Обратите внимание на следующий слайд. Что на нём изображено?
Флаг, герб.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с символикой Туркменского района. Какого цвета щит?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Что на нём изображено?
Дети: Сноп колосьев.
Воспитатель: Как вы думаете, почему на щите изображён сноп колосьев?
Дети: Жители района занимаются земледелием.
Воспитатель: Давайте сосчитаем сколько колосьев в снопе. Вам интересно узнать, почему именно 11 колосьев изображено? Внимательно слушайте мой рассказ. (слайд 12).
Воспитатель: Зеленый цвет гербового щита говорит о дружбе, единстве и процветании народов, проживающих в районе. В середине щита мы видим золотой сноп из 11 колосьев. Ровно столько поселений находится в Туркменском районе. Сноп означает совместный труд русских крестьян-земледельцев и туркмен, которые от кочевого образа жизни перешли к оседлости и успешно освоили земледелие. Золотой цвет снопа символизирует богатство и уважение.
Воспитатель: Флаг представляет собой полотно, разделё нное на три равные части: золотую (жёлтую, зелень (зелёную, золотую (жёлтую). На зеленой полосе золотой сноп пшеницы из одиннадцати колосьев. Жёлтый цвет обозначает мудрость, богатство, истину. Зелёный цвет - любовь, жизнь, победу, надежду и радость.
Д / и «Отличительные символы страны, края, района» (разрезные карточки).
Воспитатель: Сейчас я хочу узнать, как вы запомнили отличительные символы нашей Родины, большой и малой. Предлагаю разделиться на 3 команды, каждая из которой найдёт на своих столах изображения герба и флага России, Ставропольского края, Туркменского района и соединит их в целое изображение. (под музыкальное сопровождение песни «Росиночка - Россия».Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук).
Словесная игра «Какое наше село?» (Дети отвечают на вопрос и передают мяч по кругу)
Воспитатель: Поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать о нашем селе Летняя Ставка. – Наше село…. (красивое, чистое, зеленое, современное, удивительное, гостеприимное, многонациональное и т. д.).
Воспитатель: Вы любите наше село? (ответы детей)
Воспитатель: За что вы любите его?
Дети: Я люблю Летнюю Ставку за то, что в нем есть….школа, детский сад, дом, друзья)
П / и «Россия, Ставропольский край, Туркменский район».
Дети образуют круг. На слова воспитателя: «Россия», круг должен быть большим. На слова: «Ставропольский край» -средним и на слова: «Туркменский район» -маленьким.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие. Что нового вы узнали? Чем сегодня было интересно заниматься?
Воспитатель: Кому сегодня было интересно и кто желает узнать ещё больше интересных фактов о нашем районе возьмите зелёный колосок, а кому сегодня было скучно и неинтересно – возьмите жёлтый колосок. Я возьму зелёный колосок, мне интересно было с вами общаться, слушать ваши рассуждения. И мне очень хочется, ребята, чтобы вы гордились тем, что живёте в замечательном Туркменском районе, селе Летняя Ставка и любили свою малую Родину.