Наталья Федотова
Сценарий мероприятия «Моя малая Родина-село Чуварлеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие развлечение «Моя малая Родина»
Цель: формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей, воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству. Задачи: Расширить знания детей о малой Родине, вызвать интерес к истории родного края. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному селу, краю, Родине; ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к культурному наследию своего народа. Ход НОД Звучит мелодия неизвестного автора «Чуварлеи» Воспитатель:Ребята, мы с вами сегодня поговорим о селе, в котором мы родились и живём. - Как называется село, в котором мы с вами живём? (ответы детей) - Правильно, поселок, в котором мы с вами живём называется Чуварлеи. А кто знает почем у оно так называется? (в переводе с мордовского «песчаная речка, овраг») Название происходит от мордовского (мокшанского) «шуварлей» — «песчаная река». По преданию, село было основано выходцами из тамбовских и курских земель. Село существовало уже в начале XVII века в составе вотчины Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В то время деревня носила название Троицкая, или Подгорная. Деревня вышла из владений монастыря в 1764 году, тогда же за ней закрепилось название Чуварлеи. - Ребята, давайте погуляем по селу. Наше село красивое, большое, расположено между пойменными лугами и красивым Чуварлейским бором. Раньше его называли село Подгорное. Презентация просмотр достопримечательностей села Чуварлеи Воспитатель : В нашем поселке проживают много разных национальностей. А людей каких национальностей вы знаете? ( показ иллюстраций с национальными костюмами: татары, русские, мордва, азербайджанцы, армяне, чуваши и многие другие). У всех народов своя культура, обычаи, традиции. -А какие достопримечательности есть в нашем поселке (ответы детей) Назовите, кого вы знаете из известных людей, родившихся или живших в поселке? Какие улицы нашего поселка вы знаете?- Кто знает, на какой улице находится наш детский сад? Дети читают стих «Моя малая Родина» (автор Федотова Н. Н.)
Публикация «Сценарий мероприятия „Моя малая Родина-село Чуварлеи“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
Чуварлей-«овраг песчаный» В переводе, он гласит, Что песок здесь самый главный, Ну, и что, что не гранит. Но зато леса, озёра, Так, что глаз не оторвать, В целом мире, в целом свете, Вам такого не видать! Бор сосновый, словно сказка- Величавый, светлый он. Был заложен в прошлом веке- Так велел для нас закон. Здесь подснежник голубой, К небу тянется весной. Лоси, дятлы и ужи В книгу все занесены. За лесами, в поле чистом, Бьёт родник из-под земли. Осветили тот источник, Бориса с Глебом нарекли. Вдали Каторга течёт Воды все свои несёт, В реку бурную она Что Алатырь названа. Всё вокруг своё, родное, Солнце, небо, лес и луг Детский садик, церковь, школа. Вот лекарство от недуг! Приезжайте, приходите, Встретим мы и всех и вся Вот такая вот простая, Чуварлейская душа! Игра «Солнышко» - Ребята, а давайте скажем нашему селу приятные слова, какое наше село? (каждый ребёнок говорит, какое село и к основанию Солнца приделываются лучики. : праздничное, красивое, духовное, культурное, молодое, любимое, гостеприимное)
Ведущий: В доме тысяча колонн,
Над колоннами шатры
Под колоннами ковры,
Где живут на коврах,
На колоннах и в шатрах (лес)
Ведущий: И в нашем селе есть свой лес- Чуварлейский бор. Лес – это зелёное богатство Родины. Лес – это красота, здоровье, радость и отдых. Деревья леса – наши друзья, входи сюда, будь сердцем чуток. А ведь лесу человек обязан многим! Чем именно дорог нам лес? Предполагаемые ответы детей
Лес – воздух для лёгких, влага и тень;
Лес - дом для зверей и птиц;
Лес - наш друг. Он задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай;
Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды и грибы;
Лес – зелёный наряд нашей планеты.
Ведущий: А какие пословицы вы знаете о природе, о лесе?
Предполагаемые ответы детей
Лес – богатство и краса, береги свои леса;
Птиц зверей оберегай – никогда не обижай;
Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить;
Враг природы тот, кто её не бережёт;
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
Ведущий: Всё в природе взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Расскажите. Что вы знаете интересного о пользе животных?
Предполагаемые ответы детей
Каждая сова уничтожает за один год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть что каждая мышь съест в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасёт тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых.
Она за час ночной охоты может съесть и поймать 160 – 170 комаров. Ведущий: человек любит свою землю, потому что не может жить без цветов, солнца, красот леса. Дети обобщают знания о лесе, читают стихотворение.
Лес не только для нашей забавы, Он богатство для нашей страны, Все деревья в нём, ягоды, травы Нам на пользу, друзья, взращены.
Будем лес любить, оберегать Будем взрослым в этом помогать. Беречь поля, леса и реки, Чтоб сохранилось всё навеки.
Ведущий: У нас с вами в селе есть памятник природы-Чуварлейский бор, где живут растения и животные, котрые нруждаются в защите. Все они занесены в Красную книгу. А что такое Красная книга? (Ответы детей)
Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
Красная книга:
• информирует (какие виды животных и растений в опасности);
• предупреждает (об исчезновении этих видов);
• призывает (изучать эти виды);
• советует (как сохранить эти редкие виды растений и животных).
Для удобства пользования страницы у Красной книги цветные:
- на красных листах – помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения;
- на желтых листах – уязвимые виды. Их численность очень быстро сокращается.
- на белых – помещены сведения о редких растениях и животных.
- на серых – сведения о мало изученных и редких видах.
- на зеленых листах – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
- черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановиться. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
Так в Красную книгу села Чуварлей занесено :
Презентация «Красная книга села Чуварлеи»
Ведущий: Неповторимая красота наших лесов, полей, рек – неиссякаемый источник творчества, здоровья и бодрости человека. Среди зелёных насаждений легче дышится людям. Мы с радостью вдыхаем аромат цветов и трав.
На земле исчезают цветы,
С каждым днём всё заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все – и ты и я
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
А какие правила надо знать, чтобы сохранились природные сокровища леса, поля, реки…
Игра «Да, нет» Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да) Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) Если сильно насорю и убрать забуду? (нет) Если мусор уберу, банку закопаю? (да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Давайте вспомним правила поведения в природе
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громкую музыку.
6. Не лезть в птичьи гнёзда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек. 10. Не рвать паутинки. 11. Не оставлять не затушенных костров. 12. Не разорять муравейники.
Ведущий:А теперь посмотрим,как вы отгадаете загадки о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Эх, звоночки, синий цвет С язычком, а звону нет.
(Колокольчик)
Белые горошки
На зеленой ножке
(Ландыш)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить -
Знай, что это …
(Лось)
Желтоглазые цветы - из воды.
Или, может, это во все не цветы?
Может, это рыбаки у реки
Позабыли про свои поплавки? (кувшинка)
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка.
(Дятел)
Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка!
От простуды излечиться вам поможет.
(Медуница)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Растут в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи - ягода,
Да сильный яд во мне
(Вороний глаз)
Смотрят из канавки желтые купавки
У них на самом донышке
Горит кусочек солнышка
(Купальница)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)
Живу в семье я лютиков,
Лечу я всех подряд.
Мохнатые реснички,
Фиалковый наряд. (Сон трава)
Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду. (Бобр)
Любите родную природу
Озёра леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
Ведущий: Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи. Горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
В заключении занятия дети раздают правила поведения в природе.