МААМ-картинки

Моя концепция о патриотическом воспитании

Людмила
Моя концепция о патриотическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Моя концепция о патриотическом воспитании

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». (В. А. Сухомлинский)

Одним из направлений работы детского сада является воспитание патриотических чувств у детей. Как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием. Это наша многовековая история и культура. У каждого человека есть своя малая Родина. Чтобы дети полюбили свою страну, им необходимо привить любовь к тому месту, где они родились и живут. О важности патриотического воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа, о том что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, говорили многие педагоги современности. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе. При помощи русского народного искусства осуществляется еще одна важная детская потребность - потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства. Необходимо удовлетворить потребность детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он уверенно чувствует себя среди своих сверстников. Знакомство детей с народным искусством помогает вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть, желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше, организовать концерт, спектакль по произведениям фольклора для малышей и сверстников и многое другое.

Темочки:

Работа строится на таких принципах, как:

- интеграция на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными видами игр);

- активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-­речевую, театрализованную:

- индивидуальный подход к детям, учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

- и, конечно же, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.

Направление «Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с русским народным искусством» ведущее в моей работе уже 5 лет. Был подобран необходимый методический и дидактический материал, составлены задачи, перспективный план, в который вошли 4 аспекта:

-народные песни и потешки;

-народная игрушка и декоративная роспись;

-народные игры и хороводы;

-народные инструменты, наиболее любимые мной и детьми, с которыми дети не просто знакомятся, но и учатся играть на деревянных ложках. (на экране)

Цель: Формирование чувства любви к Родине на основе ознакомления с русским народным искусством

Задачи: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям)

- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в исполнительском творчестве.

- обогащать и активизировать словарный запас детей,

- ориентировать семью на патриотическое воспитание детей посредством фольклора.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

С первой младшей группы использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Конечно, начинала работу с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду старалась наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Широко использовала колыбельные песни. Это один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомились с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т. п., то есть приобщались к культуре собственного народа.

В режимных моментах знакомила малышей с русскими народными песенками, пестушками, потешками, которые развлекали детей, создавали у них бодрое, радостное настроение, то есть вызывали ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

В непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, игрушками, потешками, пословицами, произведениями устного народного творчества, с народной декоративной росписью. И, конечно, побуждаю детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, драматизации.

Очень любят мои воспитанники народную музыку. Со второй младшей группы мы с малышами пытались сопровождать прослушивание народной музыки игрой на народных инструментах: колокольчиках, трещотках, деревянных ложках. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры,желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило организовать ансамбль русских народных инструментов «Веселый муравейник».Новизной и отличительной особенностью данной работы является то, что обучение игре на ложках, приобщение детей к творчеству и народным традициям тесно связано с развитием речи детей. Вместе с детьми мы создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Сейчас мои воспитанники в средней группе и им уже понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок. Они очень любят отгадывать загадки, которые вызывают положительные эмоции, формируют у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений окружающей жизни. Коллективное творчество в ансамбле дети демонстрируют на народных праздниках, концертах. Особенно ценно то, что ознакомление дошкольников с русским народным искусством происходит в игровой форме. Это интересно дошкольникам, игра-занятие приносят им радость, потому что дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается еще и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры. Реализовывать мной план мне помогают родители моих воспитанников. Они мои первые помощники. Приобрели для детей музыкальные инструменты: гармошки, балалайку, трещотки, колокольчики, ложки. Сшили костюмы для выступлений, с удовольствием подбирают музыкальный материал по фольклору. Я в свою очередь даю информацию родителям о том, как прививать любовь у детей дошкольного возраста к народному творчеству:

- провожу консультации, беседы такие как: «Слушаем народные песенки», «Играем в народные игры»;

- оформляю родительские витрины «Фольклор для маленьких», «Песенки-потешки»;

- провожу мастер-классы «Как изготовить шумовые музыкальные инструменты», «Наряди деревянную ложку»,

- провожу совместные праздники «На завалинке», «Во саду ли в огороде» -

Как это происходит? Предлагаю вам поучаствовать в ансамбле русских народных инструментов! (в это время раздаются инструменты)

Русское народное искусство для малышей - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально - насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека - все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного дошкольника.

Публикации по теме:

Инновационная технология в патриотическом воспитании в ДОУ — квест-игра Инновационная технология в ДОУ- «квест-игра» в патриотическом воспитании. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений,.

Использование краеведческого компонента в патриотическом воспитании дошкольников Слайд 1 Использование краеведческого компонента в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд.

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников На основе практического опыта воспитателя высшего уровня квалификации высшей категории Лихограй Л. В. Синквейн – прием технологии развития.

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника» Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое.

Метод проекта в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших друзей, товарищей, с любимой колыбельной песни, которую поёт тебе твоя мать.

Поликультурный аспект в патриотическом воспитании старших дошкольников ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крайкина Татьяна Васильевна Воспитатель первой квалификационной категории.

Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании Консультация для воспитателей. Тема. Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. Часто мы говорим: «Книга — это открытие.

Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: "Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей " Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Работа по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Сообщение из опыта работы о патриотическом воспитании дошкольниковСообщение из опыта работы о патриотическом воспитании дошкольников Сообщение из опыта работы о патриотическом воспитании старших дошкольников в детском саду. Родина. Для каждого из нас это слово содержит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моя концепция о патриотическом воспитании
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 17:50
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моя концепция о патриотическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Людмила (УИ 973826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД