Оксана Мурашова
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно – экспериментальная деятельность
как средство формирования познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой".
Добрый день уважаемые коллеги, члены жури! Представляю вашему вниманию мой проект «Опытно – экспериментальная деятельность
как средство формирования познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой».
Знаменитый профессор, доктор психологических наук Натан Семенович Лейтес сказал: «Детская любознательность, если её удаётся сохранить,
Публикация «Проект „Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
даёт постоянный стимул к развитию».
Почему дует ветер? Откуда бежит вода? Зачем нужен снег? Десятки и сотни вопросов задают маленькие почемучки взрослым. Обычно мы просто открещиваемся от них, иногда, углублённые в свои мысли, что-то отвечаем, иногда они заставляют нас задуматься. И в самом деле, как объяснить ребёнку, почему от ветра всё колышется и откуда берутся мыльные пузыри? Пройдут годы, прежде чем малыш будет готов воспринять научную картину мира, узнает и поймёт те внутренние механизмы, которые лежат в основе заинтересовавших его процессов. Но малыш не может и не хочет ждать: ответить ему нужно здесь и сейчас. АНАЛИЗИРУЯ все эти детские «почему» передо мной стал вопрос: «Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как подтолкнуть ребенка к познанию мира?» Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила реализовать данный проект.
Была поставлена цель проекта — это развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования и определены задачи.
Участниками проекта стали дети второй младшей группы и родители. Так же были определены ожидаемые результаты, которые вы можете видеть на экране.
Проект реализовывался в три этапа:
I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
II этап: ОСНОВНОЙ
III этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На первом этапе была поставлена цель проекта, определены задачи. подобрана методическая литература. Проводилось анкетирование родителей, оформлен консультативный материал для родителей, даны рекомендации по опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях. Организована развивающая среда в группе - оформление уголка по экспериментированию- «Лаборатория почемучки».
Второй этап. Это Реализация проекта.
Работа с детьми: В рамках проекта были выделены следующие темы «Волшебница вода», «Воздух и его секреты», «Снежное царство». По теме «Волшебница вода» узнавали свойства воды: прозрачная, бесцветная, течет, окрашивается. Проводились игровые ситуации: «Кораблики»- выясняли свойство предмета-плавучесть, «Тонет-плавает»- учились, с помощью воспитателя, делать вывод: почему одни предметы тонут, а другие нет.
«Заморозим воду» - знакомство со свойствами воды. «Холодно-тепло»- развивали тактильные ощущения, учили различать холодную и теплую воду.
Тема «Воздух и его секреты». Узнавали свойства воздуха. «Что в пакете?» узнали, что воздух не имеет цвета, прозрачный, невидимый. «Загадочные пузырьки» - узнали, что воздух легкий.
Игровая ситуация: «Лодочка плыви», «Ветер- ветерок», - увидели, что воздух обладает силой.
Тема: «Снежное царство» Расширяли представления о физических свойствах снега (белый, холодный, в тепле тает) «Снежок растаял» выясняли, что снег под действием тепла превращается я в воду, «Снеговик»-узнали о том, что снег бывает не только легким и пушистым, но и мокрым, липким.
В процессе реализации проекта, были тесно связаны такие виды деятельности как : ИГРОВАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ,ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (сказки, загадки, потешки, ДВИГАТЕЛЬНАЯ (физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательные гимнастики) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Работа с родителями. Для ребенка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интересы, поэтому родители были привлечены к активной помощи. Так, например, было рекомендовано проделать ряд опытов с водой, воздухом, снегом в домашних условиях. Еще родители активно учувствовали в пополнении уголка по экспериментированию.
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
III ЭТАП подведение итогов по реализации проекта.
Подводя итог реализованного проекта, можно сказать, что динамика познавательного интереса детей значительно повысилась, появился интерес к опытно - экспериментальной деятельности. Дети стали более наблюдательными и любознательными. Расширился запас знаний об окружающем мире. Обогатились представления детей об объектах неживой природы. У родителей повысилась компетентность в организации работы по развитию познавательного интереса младших дошкольников в процессе экспериментирования. Обогатилась развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Итогом проекта стало оформление, совместно с родителями, фотогазеты «Что? Как? Почему?» и электронной фотовыставки «Хочу все знать».
Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес. Дети любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами. Нам же, взрослым, все время кажется, что маленькие дети не смогут всерьёз научиться важным вещам. Однако это не так. В процессе исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый опыт. Роль взрослого в этом процессе заключается в следующем, без замедления показать ребёнку, как нужно делать правильно. Стало ли меньше вопросов у малышей? Конечно, нет! Но это только побуждает продолжать работу по развитию познавательного интереса детей, через экспериментальную деятельность.