Екатерина Печникова
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста. Грамматика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Публикация «Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации его поведения, формирование социальных связей. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Проблема овладения детьми грамматическим строем родного языка рассматривалась в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. К данной проблеме обращались Г. К. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, М. И. Попова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, А. В. Захарова, обогатив исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями.
А. Н. Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.
Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.
Дети с общим недоразвитием речи обладают пониженной способностью различать грамматические значения и категории, что в свою очередь ограничивает их способности для творческого использования конструктивных элементов родного языка. Поэтому для более эффективного обучения грамматическим нормам используются специальные приёмы и методы, способствующие усвоению грамматических навыков. Для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации.
Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи.