Марина Патрина
Опыт работы по воспитанию любви к родной природе
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». И поэтому, когда малыши, пришли ко мне в 2011г очень, хотелось дать знания о природе, раскрыть красоту нашего мира и поэтому я решила взять тему: «Изучение мира природы по средствам проектной деятельности»
Публикация «Опыт работы по воспитанию любви к родной природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети подрастали, наблюдая за ними, я поняла, как важно им не только объяснить, рассказать, но и показать, дать самим попробовать. И самым лучшим для меня показалось это обратиться именно к исследовательской деятельности, где ребятишки могли бы сами исследовать, рассматривать, потрогать. И в дальнейшем тема изменилась и стала называться: «Изучение мира природы путём экспериментирования по средствам проектной деятельности»
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Мною были составлены проекты: с малышами мы знакомились с временами года. Был реализован проект «Весна»
Цель проекта: Дать детям представление о времени года «Весна»
Задачи: Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны (состояние погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных и птиц в период наступления весны;
Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности;
Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;
Развивать умение общаться со сверстниками, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог. Познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народным праздником «Проводы зимы», «Масленица»;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
А так же проект: «Осень, осень в гости просим»
Цель проекта: Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
Задачи: Учить видеть красоту. Изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Закреплять знания детей о подготовке животных и птиц к зиме.
Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к природе родного края.
Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них. Воспитывать бережное отношение к ним
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Вот и мои малыши начали изучать мир с помощью экспериментов
Со средней группой мы изучали свойства воды и проект назывался
«Волшебница вода»
Цель проекта:
• Ознакомление детей со значением воды.
Задачи проекта:
• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;
• Воспитание бережного отношения к воде;
• Развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т. д.);
• Знакомство детей со свойствами воды;
• Формирование понятия, что воду можно очистить.
Актуальность проекта:
Необходимость расширения знаний и представлений у детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мной мотивации, принятие задачи детьми
Содержание: Разработка мной системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.
Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для детей, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.
Поисковый характер самостоятельной работы детей. Жизненная значимость и интерес к поставленным задачам.
Последовательное усложнение задач.
2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.
Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение детьми предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор детьми и взрослого способов проверки предположений.
Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям ребёнка).
При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у детей предположение выдвигаю сама.
Применение различных способов проверки предположений. Способы проверки предположений:
• Кратковременные наблюдения;
• Сравнения;
• Элементарные опыты;
• Эвристические беседы;
3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.
Условия: Побуждение детей к самостоятельному формулированию выводов.
При сложности задачи или высказывании неправильных выводов я организую дополнительные опыты, наблюдения.
Дети становились взрослее и, наблюдая за детьми, я определила объекты, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам:
• живая природа : изменения в природе, условия необходимые для жизни растений
• неживая природа : жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, песок, глина,
• рукотворный мир: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
И в старшей группе тема проекта была: «Изучение мира путём экспериментирования»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
В подготовительной группе я продолжила начатую тему и разработала проект под названием: «Интересное рядом»
Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы :
- НОД;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- лабораторные работы;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
экскурсии и целевые прогулки;
Создаю огород на окне и наблюдаю с детьми как растут растения и наблюдения заносим в специальный журнал.
В своей работе для развития познавательной активности у детей я активно использую— опыты.
Опыты провожу как во время НОД, так и в совместной деятельности с детьми во время режимных моментов. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой ив комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций, межличного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.
Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.
Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются такие приемы:
- Выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.
В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.
Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
И что нежелательно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Для наблюдения за растениями были организованы в группе и на участке огороды. При наблюдение использовались календари, где фиксировалось: всхожесть растений, рост, появление листочков и в заключении дети делали выводы.
Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.