Ольга Платова
Мастер-класс для педагогов «Применение театральных игр и упражнений для развития творческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение театральных игр и упражнений для развития творческих способностей у детей
- Для начала мне хотелось бы провести маленький эксперимент. Для этого мне нужен один человек из зала. Исполните, пожалуйста, фрагмент любой детской песни.
- Расскажите о своих ощущениях. Какие чувства вы испытали, исполняя песню? (страх, волнение, неуверенность, замешательство). С чем это связано? (много людей, трудно петь перед большой аудиторией).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение театральных игр и упражнений для развития творческих способностей у детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вот это состояние страха провоцирует психологическую зажатость. Взрослому было страшно, неловко. Представляете, что испытывает ребёнок? В такой ситуации он оказывается часто: читает стихи, пересказывает сказку, исполняет роль. Конечно, есть смелые, активные дети, но, сколько робких, застенчивых, но по-настоящему талантливых детей, чувствующих, но не умеющих выразить свои чувства.
Моя задача, как воспитателя:
1. Научить раскрепощаться, обрести уверенность в себе.
2. Затем обучить детей навыкам проявления различных эмоций с помощью мимики, жестов, интонации, которые им так сложно выразить.
3. Воспитать в детях способность сопереживать, определять эмоциональное состояние других.
- Сегодня на мастер-классе я принесла то, что помогает мне решать эти задачи.
- Какой ведущий вид деятельности у дошкольников? (Игра) Поэтому первое, что я беру в руки - игрушка (зайка). Теперь Зайка исполнит песню из того же репертуара.
Даю игрушку зрителю, который исполнял песню.
- Что изменилось в ощущениях?
- Почему с игрушкой исполнять легче? (всё внимание публики концентрируется на игрушке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание).
- Этот приём можно использовать на любом занятии, театрализации, при чтении стихов, ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.
- Любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение.
- Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предлагаю сейчас всем проделать вместе со мной универсальную разминку.
Проводится разминка со всем залом «Солнышко лучистое»
- Теперь наши мышцы готовы к дальнейшей работе. Для начала нам нужно всем познакомиться. В этом нам поможет «сердечко». Передавайте его друг другу, при этом нужно представиться и назвать одну черту своего характера, но представиться так, как бы вы хотели, чтобы мы к вам обращались.
При организации театрализованной деятельности в группе мы все сталкиваемся с главной проблемой – это неумение ребенка отобразить выразительный образ принятого на себя персонажа, его стеснение, зажатость, неумение выразить эмоции.
Как объяснить ребёнку, что такое эмоции? И помогут в этом пиктограммы. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз).
Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее?». Представьте, что это зеркало. Вам нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А мы определим ваше эмоциональное состояние.
Жесты – это одна из составляющих проявления эмоций. С помощью жестов мы учим доносить информацию. Сейчас мы попробуем и это. Вам нужно будет каждому найти свою пару, используя только жесты. Я вам раздам листочки, на которых написано названия животных, которых вы должны будете изобразить (обезьяны, кошки, слоны). Друг с другом не разговаривать.
Дети очень любят музыкальные упражнения, которые развивают у детей воображение, фантазию, чувство юмора, способность наблюдать, сравнивать и учиться у других. Одно из таких упражнений называется «Волшебные ворота». Двое образуют «ворота», в которые остальные четверо друг за другом артистично заходят и замирают в определенном образе. Каждый из участников старается быть не похожим на предшественника. Образ у всех один и тот же.
Итак, пробуем. Первый образ – это бабка. Встаем друг за другом и после слов одна бабка вот такая – выходит первый участник, а другая вот такая выходит следующий и т. д.
Тра-та-та, тра-та-та,
Растворились ворота!
А оттуда, из ворот,
Вышел маленький народ:
Одна бабка вот такая,
А другая вот такая…
Третья бабка вот такая,
А четвертая такая!
Меняемся ролями и меняем образ. Теперь нужно будет изобразить кошку.
Очень важно для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость. Такая ситуация возможна в коллективной деятельности, где любой ребёнок чувствует себя частью коллектива и может реализовать себя.
Хотелось бы отметить в завершении, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок эмоционально благополучен, то он полноценно развивается : и творчески, и интеллектуально, и физически.
Желаю вам, чтобы это настроение сохранялось до конца дня.