надежда ильгамова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Мой край — Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Мой край - Башкортостан»
Задачи : уточнить у детей представление о республике, в которой они живут, о труде, о природе, богатстве республики, гимне, гербе и флаге Башкортостана; воспитывать интерес к культуре Башкортостана, к декоративно-прикладному искусству, к украшениям народного быта.
Ход занятия :
Дети стоя слушают гимн Башкортостана.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Мой край — Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель :Башкирия моя! Горжусь тобой!
Сияньем радостных твоих огней.
Твоею славою, твоей судьбой,
Тобой, прекрасной родиной моей! (Г. Рамазанов)
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
Да, правильно, поэт пишет про нашу республику.
Воспитатель показывает изображение герба Башкортостана.
Рассказ воспитателя: В центре герба Салават Юлаев на коне, на фоне восходящего солнца, по краю герба – башкирский узор «рога барана», внизу – флаг Башкортостана.
Дети рассказывают стихи :
1. Герб Башкортостана в школе на стене
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго батыра солнце освещает,
И герой народный к миру призывает.
Будущее счастье, вечная свобода-
Вот мечты сэсэна и его народа.
2. Флаг Башкортостана и цветок курая,
А вокруг орнамент на эмблеме края.
Воспитатель : Ребята, что означают синий, белый, зеленый цвета флага?
Дети : Синий – чистое солнечное небо, белый – чистота нашей души, зеленый – вера в жизнь, изобилие. Круг – вечность движения. Цветок курая – это семь родов.
Игра «Собери флаг Башкортостана»
Дети слушают мелодии башкирского фольклора, исполняемые на курае.
Воспитатель : Трава покачивалась по ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву, сделал длинную дудку – курай. Подул в нее и вновь услышал приятные звуки.
Ребята, как называется этот инструмент? Из какой сказки этот отрывок? (Курай, «Сказка о курае»)
Воспитатель : И с той поры башкирский народ играет на нем задушевные песни.
Ребенок читает стих «Курай» А. Игебаева
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
И зажурчит наверняка в нем мелодичная река.
Держу курай. В родном краю я песни звонкие пою.
Воспитатель :Ребята. Мы с вами знаем игру «Курай». Сейчас поиграем в нее.
Игра «Курай»
Становитесь в хоровод
Всех курай плясать зовет.
Ты,курай, задорней веселей играй.
Тех. кто лучше пляшет, в круг их приглашай.
Воспитатель: А сейчас я буду корреспондентом и возьму у вас интервью. А вы постарайтесь отвечать на мои вопросы кратко и точно.
-Как называется наша республика?
-Какой главный город республики? (Уфа)
Ребенок читает стих «Уфа» Г. Рамазанов
Всего лишь три буквы, короткое слово.
Но где-то вдали его назови.
Сколько встанет за ним родного
Сколько в нем зазвучит любви.
В нем - отчизна отцов святая,
В нем – любимая, милый дом.
Сердце манит оно сверкая,
Как три звездочки над стихом…
-Какому башкирскому национальному герою есть памятник в Уфе? (Салавату Юлаеву)
Ребенок читает стих «Песня о Салавате –батыре»
Салавата могучий конь
Первым устремлялся в бой.
Его хозяин – живой огонь-
Воинов песней зовет за собой.
Воспитатель :Салават Юлаев не только славный батыр, но и певец и поэт.
Воспитатель : Как называется самая большая река в Башкортостане? (Белая – Агидель)
Ребенок читает стих.
Воспитатель : Ребята, чем богата наша республика? (добывают нефть, растят хлеб, много лесов, полей, много фабрик и заводов; славится Башкортостан своим медом)
Воспитатель : Но главное богатство – это наши люди. Пусть всегда будет мир в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех народов. А какие народы живут в Башкортостане? (башкиры, татары,русские, чуваши….)
Воспитатель : А сейчас мы с вами отправимся в гости в башкирский дом. Башкиры издавна занимались скотоводством, они держали большие стада коров, лошадей, овец. А для того, чтобы всегда была свежая трава, им приходилось кочевать. Как называется кочующий народ? (кочевники)
-А для этого нужен был легкий дом. Как он называется? (юрта)
-Из чего делали юрту? (из войлока и жердей)
-Как делали юрту? (наверху оставляли отверстие для дымохода, пол был земляной; а землю стлали толстую кошму.
Воспитатель :Изнутри хозяйки украшали юрту узорами. Также они украшали одежду и посуду. Давайте заглянем в бабушкин сундук. (достает башкирский народный костюм). Это платье, это камзол, это хараус – налобная повязка. Вся одежда башкирки украшена монетами, подвесками. Украшения при ходьбе издавали мелодичный звон. Поэтому в народе говорят : «Башкирку прежде услышишь, чем увидишь». Это ситек- кожаная обувь, это сарыки – войлочная обувь. Национальный костюм – ценнейший памятник народного творчества. Башкиры отражали в своих танцах быт, труд, охоту, батыров, всадников. Гордые нежные девушки танцевальными движениями показывали как они взбивают кумыс, готовят еду, обрабатывают шерсть.
Воспитатель : Назовите какие цвета использовали башкиры в своих узорах (красный, желтый, зеленый, черный).
Игра «Юрта»
Воспитатель : Башкиры – очень гостеприимный народ и гостей встречают всегда башкирскими национальными блюдами.
(дети выносят из юрты башкирские блюда и загадывают загадки)
1. Середка вогнута,
А края завернуты (бэлеш)
2. Белым облаком на столе лежит,
А в нем топорище торчит (сметана)
Воспитатель : Наши дети решили поприветствовать друг друга башкирскими пословицами.
-Уют дома возле самовара.
-.Приход гостя – дому украшение.
-Когда все вместе – еда вкуснее.
-Чем богаты, тем и рады.
Танец с пиалами (девочки).
Воспитатель : Я хочу закончить наше занятие песней, в которой отражается красота, богатство нашей земли, и эта песня прозвучит в сердце каждого, кому дорога наша Родина, наш Башкортостан.
Песня о Башкортостане.
.