Татьяна Степаненко
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Мое здоровье — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
в старшей группе, воспитатель Степаненко Т. В.
«Мое здоровье – мое богатство».
Цель:
формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе „Мое здоровье — мое богатство“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;
- закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «полезные продукты», «здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом»;
- вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье, участвовать в опытно-экспериментальной деятельности;
- обобщить и закрепить элементарные знания и представления о сохранении и укреплении здоровья;
- воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;
-формировать знания детей об окружающем мире воспитывать любознательность, активность.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
(Дети здороваются с гостями.)
-Сегодня мы будем говорить о самом большом и главном богатстве человека.
-Как вы думаете, о чем? Дети называют свои варианты ответов (земля, вода, деньги, дружба, семья и т. д.).
- Вы, конечно, все правильно говорите. Без всего этого человеку трудно жить. Говорят, что здоровье - богатство человека…Так ли это? Давайте мы сегодня попробуем это доказать. У вас на груди есть эмблемы, это говорит о том, что мы сегодня будем что-то исследовать.
Вы – будете исследователями, а я буду – ваш научный сотрудник. Как вы думаете, кто это такой? (сужения детей). Так, это человек, который будет помогать вам и подсказывать или руководить вашей исследовательской работой. А работают исследователи в ЛАБОРАТОРИИ.
- На какое слово похоже слово «здоровье»? (предположения детей).
- Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
Воспитатель:
- “Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми.
Когда говоришь: "Здравствуйте! ", то желаешь человеку здравствовать, то есть быть здоровым!
-Кому бы вы хотели пожелать здоровья? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- А как это сделать без слов, при помощи рук?
Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)
Воспитатель:
-Давайте и мы пожелаем, друг другу здоровье, станем в круг и по очереди поздороваемся с товарищем, обращаясь к нему по имени ласково.
(Коммуникативная игра «Здравствуй!»)
(Дети встают в круг и поочерёдно говорят фразу, называя имя ребёнка ласково, которому передают мячик: «Здравствуй, Анечка!» и т. д)
Воспитатель:
-Ребята, а какое у вас настроение? (радостное, бодрое, отличное) На лице- улыбка.
-А улыбаемся мы с вами когда? Когда мы - здоровые, крепкие, красивые.
Когда болеем – печальное, грустное, унылое. На лице-грусть.
Слайд 1. Солнышко улыбается
-Какое настроение у солнышка? (солнышко улыбается и мы улыбаемся).
-Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма.
Показать детям: Солнышко на доске (без лучиков).
Воспитатель:
-У нас есть тоже солнышко (на доске солнышко грустное без лучиков, но оно грустное…Почему, как думаете? (без лучиков). А давайте все вместе попробуем найти эти лучики и сделать солнышко веселым и радостным. Согласны? (да).Тогда отправляемся в лабораторию.
Подходим к обручу (на полу или столе разложены -часы и 4 картинки с режимными моментами: утро, день, вечер, ночь)
Воспитатель:
-В нашей лаборатории есть картинки. Рассмотрите и скажите о чем эти картинки. (время суток)
- Дети, как вы думаете, что такое режим?
-А зачем нам часы?
(суждение детей)
Воспитатель:
-Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители - папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Время суток»(4чел, раздать картинки и выстроиться по очереди: утро, день, вечер, ночь)
ПЕРВЫЙ ЛУЧИК вашего здоровья – это режим дня
(крепим лучик 1)
Переходим по стрелке к следующему обручу. В обруче лежит чистый лист, который говорит нам о том, что мы должны посмотреть на экран. На экране появляется слайд «Воздух».
Слайд 2. Воздух
Воспитатель:
-Чтобы узнать, как называется ВТОРОЙ ЛУЧИК нашего здоровья, я предлагаю вам глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками (дети выполняют задание воспитателя).
Воспитатель:
-Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? Может голова закружилась? (Суждение детей).
Воспитатель:
-Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем». Вдыхание свежего воздуха в течение 15-20 минут придаёт бодрость, стимулирующее действует на кровь, улучшая её состав.
- А давайте вспомним, какие дыхательные упражнения мы выполняем на зарядке.
Дети:
-«Насос» и др. (показывают)на счет: Раз, два –делаем вдох носом, три, четыре – открываем рот, наклоняемся и произносим зв. «ш-ш-ш» ….
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения?
Дети:
-Чтобы восстановить дыхание. Чтобы наш организм обогатился кислородом.
Воспитатель:
-Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом – это чистый, свежий воздух. Так как же называется ВТОРОЙ ЛУЧИК здоровья?
Дети: воздух.
(крепим лучик 2)
Следуем дальше по стрелке к обручу, в котором находится загадка:
Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны.
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь. (спорт)
Воспитатель:
-О чем же следующий слайд, давайте посмотрим на экран.
Слайд 3. Спорт
Воспитатель:
-ТРЕТИЙ ЛУЧИК нашего здоровья – это физические упражнения
Воспитатель:
-Давайте, дети, подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
-А есть у нас ребята, которые занимаются каким -то видом спорта?
- Кто -то посещает тренировки?
(суждение детей)
- А вы сами выполняете физические упражнения? Где и когда?
Дети:
- На зарядке, на физкультуре, на тренировке.
-Чтобы мы были сильными и здоровыми нужно обязательно заниматься физкультурой и спортом, выполнять различные упражнения.
Динамическая пауза.
Воспитатель:
-А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Покажи движения спортсмена». Ваша задача назвать вид спорта и показать движения (воспитатель показывает картинки спортсменов, выполняющих соответствующие движения данному виду спорта).
-лыжник (лыжный спорт)
-хоккеист (хоккей)
-тяжелоатлет (тяжелая атлетика)
-фигурист (фигурное катание)
-пловец (плавание)
-гимнаст(гимнастика)
ТРЕТИЙ ЛУЧИК нашего здоровья – это физические упражнения и спорт.
(крепим лучик 3)
Отправляемся далее по стрелке к следующему обручу. В обруче находится картинка с изображением грязных рук.
Воспитатель:
-Не понятно, почему тут изображены грязные руки…Давайте посмотрим на подсказку на экране.
Слайд 4. Мойдодыр
-Как Мойдодыр влияет на здоровье?Почему тут есть грязные руки? (Воспитатель показывает фотографию или картинку, где дети умываются).
- Что мы здесь видим?
Дети: ребенок моет руки.
Воспитатель:
-Для чего моется ребенок?
Дети:
- Чтобы быть чистым, здоровым (суждения детей).
Воспитатель:
- Правильно вы сказали. Значит, ЧЕТВЕРТЫЙ ЛУЧИК здоровья называется…
Дети: – чистота. (крепим лучик 4)
Отправляемся дальше по стрелке к обручу в котором лежат игрушки в виде различных сладостей. Дети и воспитатель рассматривают и называют их (кекс, конфеты, пирожные и т. д.)
Воспитатель:
-Интересно, а как эти сладости связаны со здоровьем…Вы любите сладкое?
-У вас есть друзья сладкоежки? И у меня есть один такой знакомый, хотите узнать кто это?
Тогда отгадайте загадку:
Есть один мультгерой, угадайте, кто он:
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине (Карлсон)
Слайд 5. Карлсон грустный
Воспитатель:
-Ребята, какие ваши предположения, почему он грустный? (нет настроения, может много сладостей съел и болит живот….) Подсказка в следующем слайде.
Слайд 6. Карлсон ест сладости
Воспитатель:
-Ребята, а как или чем мы можем помочь Карлсону (вызвать скорую, заварить чай с лекарственных растений, например с ромашки, мяты, зверобой - фиточай.)
Слайд 7. Карлсон с корзиной вредных продуктов
Воспитатель:
-Ой, а что это у Карлсона? (Карлсон держит корзину с различными продуктами. Это: сладкая газировка, чипсы, сухарики).
-Наверное он думает, что купил в магазине полезные продукты? Так ребята?
-Сейчас, ребята, это проверим. Мы с вами уже пришли к нашей лаборатории. И я предлагаю занять места за столами. (На столах стоят: 2 стаканчика прозрачных с воронкой и ватой, 1 стаканчик с ложечкой, чипсы на тарелочке с салфеткой, сухарики магазинные). Мы с вами проведем сейчас несколько опытов.
1 опыт. (с цветной газировкой)
-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с газированной (цветной) водой, а другой с воронкой и ватой. Давайте перельем эту воду в стаканчик с ватой.
(Дети наливают цветную газировку со стаканчика в стаканчик с воронкой и ватой. Вата окрасилась).
-Окрашенная вата говорит нам о том, что там присутствуют химические красители, которые вызывают : тошноту, боль в животе, аллергию; кислота, ароматизаторы, углекислый газ, которые вредят организму.
2 опыт. (с прозрачной газировкой)
-Проверим теперь прозрачную сладкую газированную воду. Я налью вам в стаканчик немного воды, вы помешайте ее ложечкой. (Ребята или воспитатель наливают в стаканчик воду, размешивают ложечкой – появляются пузырьки воздуха - это углекислый газ, который плохо влияет на работу внутренних органов.
3 опыт. (с чипсами)
-На салфетке у вас лежат чипсы, прижмите сверху белой салфеткой, что вы увидели?
(На салфетку кладут чипсы, прижимают и обнаруживают там масляные пятна. Масло пережаренное вредно для здоровья. Чипсы кидают в стаканчик с водой – вода стала мутной – от красителей, которые вредны для организма.
Сухарики.
-Как вы думаете, ребята, сухарики в упаковке из магазина полезные или вредные? И почему?
-Они не несут никакой пользы нашему организму, в эти поджаренные сухарики добавлены различные вкусовые добавки, много соли и приправ.
-А какие сухарики будут полезны для нашего организма? Которые высушены из белого пшеничного хлеба в духовом шкафу. Такие сухарики вы кушаете в детском саду и для вас готовят ваши мамы.
-Вот, мы с вами проверили, ребята, что те продукты, которые купил Карлсон в супермаркете, пользы нашему организму совершенно не несут. Они не являются полезными продуктами.
-Как же называется пятый лучик?
ПЯТЫЙ ЛУЧИК – полезные продукты.
(крепим лучик 5)
(Дети встают из-за столов)
Воспитатель:
-Итак, ребята, мы собрали все лучики здоровья, которые помогут нам сохранить здоровье, и наше солнышко, у которого было грустное настроение, станет веселым и бодрым!
(воспитатель на доске меняет грустное солнышко на веселое)
Слайд 8. (стереокартинка)
-Ребята, я вам предлагаю немножко расслабится, укрепить свои глазки, сделать вот такое упражнение: посмотрите на экран внимательно, старайтесь не моргать, там появится необычная картинка (стереокартинка, что происходит с картинкой (она начинает двигаться).Ребята смотрят 30-40 сек.
Итог:
Кем мы сегодня были? (исследователями, ставили опыты с газированной водой, чипсами, узнали, что там есть химические красители, добавки вкусовые, углекислый газ, который плохо влияет на работу внутренних органов.) Мы убедились в том, что здоровье – это наше богатство, если мы не будем беречь, укреплять и заботится о здоровье, то будем слабыми, настроение будет грустное и мы часто будем болеть.
Релаксация.
Игра «Цветок здоровья»(детям предлагается собрать цветок на мольберте, отвечая на вопросы по очереди, прикрепить лепестки: ответ «да» -красный лепесток, ответ «нет» - синий».
1. Соблюдать чистоту
2. Закаляться
3. Лениться
4. Делать зарядку
5. Есть много сладкого
6. Нужно трудиться
7. Мало двигаться
8. Радоваться жизни
9. Улыбаться
10. Болеть
11. Заниматься физкультурой
12. Грустить
13. Много гулять
14. Слушаться родителей
15. Редко умываться
16. Одеваться тепло
17. Дружить
Молодцы, ребята, мы сегодня подняли настроение нашему солнышку, сумели определить, с каких компонентов состоит главное богатство человека и что нужно делать, чтобы укрепить и сохранить наше здоровье.