Омарова Гурият Зугумовна
Конспект занятия «Мое генеалогическое древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад с. Башлыкент»
Методическая разработка на тему:
«Мое генеалогическое древо»
.
Подготовила и провела
учитель – логопед высшей категории
МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»
Омарова Г. З.
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад с. Башлыкент»
Методическая разработка на тему:
Темочки:
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
«Мое генеалогическое древо»
.
Подготовила и провела
учитель – логопед высшей категории
МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»
Омарова Г. З.
Пояснительная записка
«Гордиться славой своих предков не только можно,
Но и должно,
Не уважать оные постыдное малодушие.
Неуважение к предкам – есть
Первый признак безнравственности».
Александр Сергеевич Пушкин.
Методическая разработка на тему «Мое генеалогическое древо» составлено учителем-логопедом МКДОУ»Детский сад с. Башлыкент» Омаровой Г. З.
Тема занятия была выбрана мной не случайно. Ведь помимо коррекционно – развивающей работы, мы учителя-логопеды, занимаемся образовательными и воспитательными процессами. И, согласно ФГОС, большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множество задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. С семьи начинается жизнь человека. Именно в семье происходит формирование ребенка как личности
Вместе с тем следует отметить, что объем знаний по данной теме ограничен. В программном содержании воспитания и обучения детей нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с чем мало кто из детей знает историю своей семьи, свою родословную. Данная методическая разработка позволяет заинтересовать детей изучением своей родословной.
Родословное (генеалогическое) древо – это представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями которого является семья. Такая схема даёт наглядное представление о родословии.
В начале занятия была создана атмосфера заинтересованности каждого ребенка к предстоящей деятельности. Дети путешествовали на машине времени, используя упражнения формирующие правильное речевое дыхание и силу голоса, тембральность. Дети продемонстрировали умение быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора, умение спокойно, коротко вдыхать и свободно, плавно, удлиненно выдыхать. Показали свои знания символов гласных звуков, ориентировку во времени. Умение составлять схему слова, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Вспомнили пословицы по предложенной теме. Отгадывали загадки.
На занятии я использовала :
метод чтения художественного произведения (использовался для постановки главной проблемы занятия, а также имеет коррекционное значение: развитие мышления и внимания);
групповая и самостоятельная работы (использовалась для актуализации знаний детей при проведении дидактических игр);
коммуникативные игры (использовались для подготовки детей к восприятию основной идеи занятия, а также для создания непринужденной доброжелательной обстановки в детском коллективе, для повышения внутригруппового доверия и сплоченности детей);
беседа (использовалась при обсуждении проблематики темы занятия с целью организации мыслительной деятельности детей, а также способствовала развитию фразовой речи детей);
наглядность как метод воспитания (имеет коррекционное значение);
принцип доступности (занятие ведется в зоне ближайшего развития детей то, что ребенок может сделать совместно с учителем-логопедом и закрепить с воспитателями и родителями).
В заключительной, рефлексивной части занятия каждый ребенок получил задание заполнить шаблон самостоятельно. Это помогло детям перейти в новое рефлексивное состояние формирования субъективного опыта с целью получения навыков самостоятельного составления генеалогического древа своей семьи.
Все поставленные цели и задачи занятия были успешно реализованы.
Каждый ребенок принял посильное активное участие в ходе занятия.
На протяжении всего занятия удалось поддерживать интерес детей на достаточно высоком уровне, что говорит о правильном выборе методов и приемов.
Данное занятие имеет практическое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья в плане их дальнейшей социализации
Цели.
Познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо».
Уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения;
Активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и близких людях;
Воспитывать уважение и преданность своему роду и патриотические настроения к своему народу.
Формировать правильное речевое дыхание. Научить детей быстро,бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе с учетом его добора. Обучать спокойному,короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Расширять и обогащать словарный запас по теме.
Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.
Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.
Упражнять в подборе прилагательных от существительных и уменьшительно-ласкательных форм
Упражнять разбивать слова на слоги.
Упражнять составлять схему слова.
Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки, связную речь. познавательные интересы, логическое мышление.
2. Развивать речемыслительную деятельность.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
4. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.
5. Развивать речевое дыхание,силу голоса.
6. Развивать умение составлять мини-рассказ из личного опыта о своей семье.
7. Развивать умение выделять самые важные факты своего рода, активизировать знания о своей семье.
8. Способствовать образному восприятию стихотворения.
9. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом
Образовательные:
1. Расширять и обогащать словарный запас по теме.
2. Учить использовать в речи предложно-падежные конструкции.
3. Упражнять в правильном согласовании существительных с местоимениями.
4. Упражнять в поборе прилагательных от существительных.
5. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
6. Упражнять образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
7. Упражнять в ориентировании во времени (настоящем,прошедшем, будущем).
8. Дать понятие о роде, поколении, генеалогическом древе.
9. Формировать представление о генеалогическом древе.
10. Формировать умение выстраивать цепочку родственных отношений.
11. Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги.
12. Продолжать упражнять детей составлять схему слова.
Воспитательные:
1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.
2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.
4. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
5. Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам.
6. Воспитывать культуру речевых высказываний.
7. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.
8. Воспитывать в детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье». Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Уточнение представлений детей о дереве как растении, упражнение в выделении его частей, назывании характерных признаков дерева.
3. Сравнение дерева и человека: чем похожи и чем отличаются; выделение «простых аналогий» типа «У человека — руки, а у дерева — … (ветки).»
4. Разглядывание семейных фотографий, оформление стенда с фото детей и их семей.
5. Изготовление родителями семейного древа.
6. Рисование рисунков на тему «Моя семья»
Оборудование и материалы :
Семейные фотографии, панно генеалогического древа, конверты для составления схемы слова, мяч, погремушка, сундук, символы гласных звуков, диск с классической музыкой.
Методы и приемы:
наглядные: рассматривание семейных альбомов, фотографий с изображением семьи.
словесные: чтение стихотворения, беседа о семье, дидактическая игра «Скажи ласково», дидактическая игра «Кто ты мне», составление творческих рассказов «Моя дружная семья».
Программное содержание:
1. Актуализировать словарь и грамматические категории по теме.
2. Формировать фонематический слух, навыки звукового, языкового анализа и синтеза.
3. Формировать пространственные представления во времени.
4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
5. Совершенствовать качественные характеристики движений (силу, точность, переключаемость).
6. Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.
7. Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.
8. Воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, дружелюбие.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие в прошлое. Но сначала попробуем разобраться : то, что прошло – это (прошлое,а то, что только еще будет – это (будущее) ,а то,что есть – это (настоящее).Молодцы,ребята. Во времени вы ориентируетесь.
Итак, нас ждет машина времени. И управлять ею будем мы с помощью звуковых сигналов.
1. УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (с использованием карточек с символами гласных звуков)
Логопед показывает символы гласных звуков поочередно. Дети делают глубокий вдох носом и плавно выдыхая воздух ртом тихо, затем увеличивая силу голоса пропевают гласные звуки, согласно увиденному символу.
а-а-а-ААА
ы-ы-ы-ЫЫЫ и т. д.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы прекрасно управляете машиной времени. Вот мы и попали в прошлое.
Ребята, посмотрите, какой красивый старинный сундук. Что же он хранит в себе?
Логопед достает из сундука погремушку.
- это предмет из нашего прошлого. Вспомните,когда вы были совсем маленькими и играли с этой игрушкой. Давайте,вспомним, какими ласковыми именами вас называли?
2. Д/И «СКАЖИ ЛАСКОВО» (использование уменьшительно ласкательных суффиксов)
Дети по очереди берут погремушку
Дети : доченька,сыночек,Альбиночка,Аринка,Мурадик,Алишка и
т. д.
Логопед : молодцы,ребята. А как бы обратились ласково вы к маме?
Дети : мамочка,мамуля,мамуленька и т. д.
Логопед предлагает ряд слов
(папа, бабушка, дедушка,брат,сестра, дядя, тетя)
Логопед: Молодцы ребята. Видно вы очень любите свою семью. А кто знает,что такое семья?
Ответы детей : это близкие люди, которые живут вместе.
Логопед : Кто же эти близкие люди? Это?
Дети : - мама, папа, брат, сестра, дедушка,бабушка и т. д.
Логопед : У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и любят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях : о родителях, сестрах и братьях, дедушках и бабушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
Рожденье детей, первый шаг,первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Вот что несет в себе это магическое слово «СЕМЬЯ».
А какие пословицы вы знаете о семье?
3. ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.
Дети вспоминают пословицы.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семью,где лад,счастье дорогу не забывает.
На что клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Логопед : Молодцы. Давайте теперь поиграем.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
(+ правильное употребление глаголов)
Есть у меня братишка-
Смешной такой мальчишка:
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже … (скачет).
Я сижу и он … (сидит,
Я бегу и он … (бежит,
Мяч беру и он (берет,
Мяч кладу и он (кладет).
Куст стригу и он (стрижет,
Жгу костер - он тоже (жжет).
Такой смешной мальчишка –
Младший мой братишка.
Логопед : Здорово у вас все получается. Но мы загостились в прошлом. Прошлое остается позади, дети подрастают,узнают много нового. Пришло время отправиться дальше. Давайте заберем подарок из прошлого – наш сундук и вернемся в настоящее. Скажем вместе тихо волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».
Звучит музыка.
Логопед: Вот опять мы в настоящем. Давайте узнаем, что еще хранит в себе старинный сундук. Достает из сундука конверты на каждого ребенка.
Логопед : Эти конверты хорошо известны нам в настоящем. С их помощью мы с вами составляем схему слова, но прежде мы с вами поиграем в игру «ТЕЛЕГРАФ». Давайте сядем поудобнее за столы
5. Д/И «ТЕЛЕГРАФ».
Логопед раздает конверты каждому ребенку. Предлагает слово. Дети разбивают слово на слоги и составляют схему слова.
Логопед : Слово «семья»
Дети : В этом слове два слога. (показывают схему слова).
Логопед : Все верно, молодцы. Следующее слово…
(мама, бабушка, дед, сестра,братишка…и т. д.)
Логопед : У вас это здорово получается. Но, мне хочется узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Логопед достает из сундука мяч. Я буду бросать мяч каждому, а вы будете угадывать мои загадки.
6. ЗАГАДКИ.
1. Папа, мама, старший брат,
Ася, дедушка Ахмат
– Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
2. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить.
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
- Это наш любимый. (папа.)
4. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша. (бабушка.)
5. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
— Мой родной, любимый. (дед)
6. Кто веселый карапузик
— Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка
— Это младший мой. (братишка)
7. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
— Очень модная девчонка
— Моя старшая. (сестренка)
7. ФИЗМИНУТКА.
Логопед : какие вы молодцы.
-Ребята. Давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло своим родным и близким людям и говорим:
«Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
(дети садятся на места).
Логопед : Вернемся к нашему сундуку.
Логопед открывает сундук и достает из него фотоальбом и красивое развесистое дерево.
Логопед : Это семейный фотоальбом.
Читает надпись : «История нашего рода».
Как вы думаете, что такое род?
Род – это одна большая семья. Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Славная вещь – родословное дерево. Другими словами семейное дерево.
Существуют разные способы сохранения истории своей семьи для последующих поколений. И одним из способов является составление «генеалогического древа».
И сегодня мы с вами попробуем это сделать.
Логопед : Обратите внимание. На что похоже «генеалогическое древо»?
Дети: На дерево!
Логопед : Верно! Его так назвали, потому, что история каждой семьи похожа на большое дерево, где корни – это наши бабушки и дедушки, веточки – это мамы и папы, а листочки – это дети.
Человек растт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Давайте рассмотрим наше дерево. Ствол – это человек сегодня, будущее человека – это его дети, молоденькие веточки, которые тянутся к солнышку,а вот прошлое человека – это его корни, его предки, которые раньше жили на этой земле и дали жизнь этому человеку – дереву.
Каждая семья имеет свою историю. У многих из вас есть братья и сестры. У ваших мам и пап тоже они есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо».
Логопед : Рядом с вашим древом лежат фотографии ваших родных. Давайте каждый из вас попробует составить генеалогическое древо своего рода.
8. «МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО».
Под музыку дети составляют генеалогическое древо.
Логопед : Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Подумайте и что-нибудь пожелайте своей большой семье, своему большому роду.
Заслушиваем пожелания детей.
Логопед : Очень хорошие пожелания. И я хочу вам привести в пример одну пословицу.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Я желаю, чтобы у вас были крепкие корни и в будущем большая раскидистая крона.
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад с. Башлыкент»
Методическая разработка на тему:
«Мое генеалогическое древо»
.
Подготовила и провела
учитель – логопед высшей категории
МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»
Омарова Г. З.