Наталья Логинова
Модули игрового пространства «Путь в профессию». Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
Модули игрового пространства
«Путь в профессию»
Методические рекомендации
Беловский муниципальный район
2023г.
Составитель: Н. Д. Логинова, воспитатель
Публикация «Модули игрового пространства „Путь в профессию“, Методические рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Данные методические рекомендации направлены на освоение воспитанниками образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Модули игрового пространства представляют собой игровую конструкцию и атрибуты, с помощью которых развивается сюжет игры.
Модули игрового пространства способствуют развитию ребенка, активизируют интерес к познавательной деятельности, вовлекают ребенка в игру, развивают мелкую моторику рук, тренируют воображение и память, коммуникативные навыки, пространственное мышление.
Модули можно использовать :
- в образовательной деятельности как практическую часть (например, создание для повара новой кухни и т. п.);
- в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми;
- в сюжетно – ролевых играх;
- в театрализованных играх, в которых важно присутствие атрибутов.
Предлагаемый материал будет полезен воспитателям дошкольных организаций, родителям.
Содержание
1. Введение … 4
2. Основная часть. Сущность и характеристика многофункциональных модулей игрового пространства…6
3. Заключение … .8
4. Список литературы ….9
5. Приложение…. 10
5.1 Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием модуля игрового пространства…. 10
5.2 Фотографии с изображением применения модулей игрового пространства…14
1. Введение
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОО: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами.
Новизна: в развивающей предметно- пространственной среде должна быть заложена возможность ее изменения согласно принципу стабильности динамичности развивающей среды. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Такими элементами являются модули игрового пространства. Исходя из общих требований к организации развивающей предметно-пространственной среды, мы убедились в том, что детям необходимы такие игрушки, с которыми они могли бы играть очень долго, открывая в них все новые и новые возможности, которые побуждали бы детей к творческому отражению действительности, рождали бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности.
Цель работы: создание условий для игр и занятий, развития познавательных способностей детей на основе практических действий посредствам модуля игрового пространства.
обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности;
обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.
развивать познавательную активность детей, умение самостоятельно организовывать игры и упражнения;
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, сюжетных игр.
2. Сущность и характеристика многофункциональных модулей игрового пространства
Педагогами детских садов давно использовались отдельные конструкции (модули, ширмы, пуфики, макеты, атрибуты, в том числе предметы-заместители) для создания развивающей предметно-пространственной среды группы. Однако, они были достаточно узкой направленности, не позволяли творчески развивать сюжет игры. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Созрела необходимость вносить изменения в развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями времени и ФГОС ДО.
Стабильные тематические зоны в нашей ДОО стали уступать место универсальным модулям игрового пространства, которые теперь легко перемещаются с места на место.
Изготовление модуля игрового пространства доступно любой категории педагогов. Для этого нужны фантазия и разнообразные материалы. Конструирование модулей — это творческая, продуктивная деятельность!
Для создания модулей игрового пространства сшиты по меркам на конкретные основы чехлы из ткани. У нас на стул со спинкой, мягкий модуль треугольной формы и табурет. В сложенном состоянии чехлы для основы занимают мало места, а в разложенном в считанные минуты трансформируются в разнообразные модули. К каждому модулю изготовлены тематические атрибуты, которые хранятся в пластиковых контейнерах. Элементы крепятся при помощи липучек. Для их изготовления использовались современные, доступные и безопасные для детей материалы.
Модули игрового пространства обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
- выполнены из недорогих, доступных материалов;
- легко складываются и переносятся, занимают мало места при хранении;
- отвечают гигиеническим требованиям (легко обрабатываются, безопасны);
- имеют эстетичный вид;
- легко трансформируются в разнообразные масштабные объекты;
- многофункциональны;
- вариативны;
- развивают детскую фантазию и воображение;
- рассчитаны на все возрастные категории от 1,5 до 7 лет и старше;
- можно использовать как в помещениях, так и на улице.
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.
3. Заключение
Все большую популярность в последнее время приобретают трансформируемые модульные многофункциональные элементы, позволяющие расширить игровое пространство. Конструирование модулей — это творческая, продуктивная деятельность.
Игры и занятия с применением модулей игрового пространства всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка. Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.
Используя модули игрового пространства в своей работе, мы убедились, что это универсальный материал для создания игровой развивающей среды в ДОО.
4. Список литературы
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка (Текст) / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 2006. — № 6.
2. Предметно-пространственная среда детского сада : пособие для воспитателей / Под ред. Н. А. Коротковой. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. — 96 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», г. Москва.
4. Яковлева Л. Н., Игровая деятельность в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей. – Альметьевск, 2014. – 20с
5. Приложение
Приложение 5.1
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием модуля игрового пространства.
Тема: «Новая кухня для повара»
Цель: создание условий для ознакомления детей с профессией повар.
Задачи:
• Уточнить знания детей о профессии повар.
• Развивать творческое воображение, мышление, умение взаимодействовать со сверстниками;
• Воспитывать у детей интерес к профессии повар.
Методы и приёмы :
• Словесные: беседа, вопросы, пояснение;
• Наглядные: рассматривание предметов техники и посуды, схем приготовления блюд;
• Практические: сборка модуля.
Предварительная работа:
• чтение стихов и загадок о поваре;
• рассматривание различных предметов техники, посуды, муляжей продуктов;
• просмотр мультимедиа с особенностями процесса работы повара;
Словарная работа: кафе, бытовая техника.
Оборудование:
• модуль, комплектующие;
• письмо от повара;
• картинки
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Дети заходят, стук в дверь, воспитатель берет письмо.
В: ребята нам принесли письмо! Посмотрим, что в нём находится? (дети соглашаются, воспитатель находит в конверте письмо). Предлагаю вам его почитать!
Письмо:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Василий, я повар. Спешу вам сообщить, что я открыл новое кафе. У меня такое красивое кафе, что я нарадоваться никак не могу. И всё бы ничего, но! У меня нет кухни, как готовить для гостей я не знаю! Я ходил в мебельный магазин, но ничего подходящего для себя не нашел. Мне бы очень хотелось, чтобы моя кухня были удобной, яркой и красивой! Не могли бы вы мне помочь и создать для меня кухню? Я бы вам очень благодарен!
С уважением повар Василий!
В. : поможем повару?
Д. : да!
В: Кто же такой повар? (ответы детей).
Посмотрим в первый конверт (иллюстрации профессий, нужно найти повара)
На самом деле, готовить — это не простое занятие! Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.
В: А как вы думаете, где может работать повар?
Посмотрим во второй конверт (иллюстрации предполагаемого места работы, дети показывают иллюстрации)
В. : А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?
Посмотрим в третий конверт (иллюстрации спецодежды, дети показывают спецодежду повара)
В. : А как вы думаете, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?
Д. : Моет.
В. : зачем?
Д. : Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем и одевает перчатки
Посмотрим в четвертый конверт (иллюстрации оборудования, дети выбирают то, что нужно повару)
В: Молодцы! Вы знаете все о профессии повар. Ребята, вы не забыли, что мы обещали помочь повару?
Д: не забыли!
Но сначала подготовим наши руки к работе.
Физ. минутка:
Надену фартук, завяжу.
(имитировать подобные движения)
Как готовлю, покажу.
(развести руки в стороны, погрозить пальцем)
Вода, лучок, картошка.
(наклоняем кулаки, стучим пальцами)
Поварю немножко.
(круговые движения правой рукой, левая согнута в локте)
А еще потру морковку-
(потереть кулаком о ладошку)
Готова вкусная похлебка.
Кушайте, пожалуйста. (кулаки зажаты «держат» кастрюлю).
Воспитатель: вот теперь мы готовы к работе!
II. Основная часть
В: Ой ребята, что это за стул? И на нем контейнер? Посмотрим? (в нем лежит алгоритм сборки модуля кухня, модуль)
В: посмотрим на картинку. Помните, повар говорит в письме о том, что он очень хочет красивую кухню. Сможем мы построить такую кухню?
Д. : Да.
дети достают модуль, комплектующие. По схеме приступают к сборке кухни, по желанию меняя место комплектующих.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, какая у вас получились красивая кухня, вы очень старались! Осталось придумать, как же нам показать повару кухню? Что можно придумать, ребята?
Воспитатель: может отправим сообщение? Давайте сфотографируемся и отправим фото по ват сап! Сейчас такие новые технологии!
(фотографирую, отправляю, приходит ответ)
В: пришел ответ! Повару очень понравилась новая кухня! Он говорит вам спасибо!
Подведение итогов:
- чем мы занимались? как мы помогали повару?
- что вам понравилось?
- мне очень понравилось, как вы работали, и повар благодарит вас за помощь! (воспитатель дает детям сладости)