Мария Намекунг Фометио
Моделирование творческих рассказов в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование творческих рассказов
В подготовительной группе надо особое внимание уделять развитию связной моноло-гической речи. Надо сформировать у детей:
Умение строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассужде-ние;
Элементарные знания о структуре текста: начало, середина, конец;
Представления о средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания (использование синонимов, местоимений);
Публикация «Моделирование творческих рассказов в подготовительной группе» размещена в разделах
Умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, озаглавит его.
Правильно интонировать высказывание.
Особенности разных типов текста:
Описание —статичный текст с нежесткой структурой.
Начинается с общего определения и названия действия или предмета;
Перечисление признаков, свойств, качеств, действий;
Итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.
Рассуждение — это текст с нежесткой структурой, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.
тезис (начальное предложение) доказательство выдвинутого положения вывод
доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности
в рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано нeсколько выводов или один обобщенный.
Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логиче-ской последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом собы-тия, сценки, картины.
схема повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко.
Обучение составлению разных типов рассказов осуществляется в форме:
беседы
анализа собственного или чужого текста
составления плана и рассказа по нему
использование схемы (модели) текста.
В подготовительной группе в качестве моделей используются абстрактные символы, не имеющие ничего общего с обозначаемым понятием.
Так, например, треугольник может обозначать движение или форму, главное, что-бы все модели были едины. Если для описательных рассказов размер мы обозначаем большим и маленьким кружком, то и для творческих заданий используются те же симво-лы. В этом возрасте дети могут совместно со взрослыми придумывать модели.
Как любые другие занятия, занятия по развитию творческого рассказывания прово-дятся от простого к сложному.
Виды игр с использованием моделей :
назвать как можно больше предметов, объединенных одним признаком (все красное, круглое).
назвать как можно больше предметов, объединенных несколькими признаками (крас-ное, круглое).
Узнавание объектов на основе описания отдельных признаков.
Сочетание признаков разных предметов (золотое кольцо, золотые руки)
Сравнивание предметов, назвать сходство и различие, вначале близких предметов (ручка - карандаш, затем различных предметов (ручка - спица, сковородка - солнце).
Такие игры позволяют решить целый ряд задач: расширение словаря, формирование структуры значения слова (дифференциация слов по признакам сходства, противопостав-ления, аналогии, расширение семантических полей (все что летает, растет, развитие сло-вообразования и уточнение грамматического значения слова.
Работа по составлению рассказов тоже может быть различна:
Составить рассказ по заданному началу, концу.
Составить рассказ от имени выбранного животного, предмета и т. д.
Составить рассказ, используя данные слова
Придумывание сказок.
Хотелось бы упомянуть о том, что в этой работе в качестве моделей могут быть использованы словесные образцы. Особенно это подходит к рассказам-рассуждениям, когда педагог дает образец рассуждения, а ребенок выполняет по аналогии.
Очень важно давать детям право самостоятельного выбора, учить решать нестандартные задачи, предлагать множество решений и затем оценивать их качества.