Елена Сорочкина
Моделирование сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказок для развития ребёнка.
Посредством сказок (рассказов) и методов ТРИЗ и РТВ можно:
-Решать открытые задачи, развивать креативное мышление.
-Решать любые жизненные ситуации.
-Развивать речь.
-Стать открытым и доброжелательным, щедрым, справедливым.
-Учиться фантазировать, придумывать, мечтать.
Рассмотрим методы составления сказок (рассказов) для младших дошкольников.
Рассказ по картинкам (карточкам)
1. С помощью карточек раскладывая их по порядку или вытаскивая из одной стопки по очереди.
Публикация «Моделирование сказок» размещена в разделах
Пример: воробей, дерево, чайник, чашка, зайка, звезда.
Жил был на свете воробей. Пришёл к воробью на день рождения зайчик и подарил ему чашку с чайником. Сидели они до вечера: разговаривали и пили чай. Вдруг они увидели, что падает звезда на дерево. Нужно спасать звезду! Воробей полетел на дерево, снял звезду. Теперь звезда, воробей и зайчик, стали большими друзьями.
2. Из нескольких карточек составить один рассказ. (2-3 карточки)
Пример: зайчик, зонт, собака.
Жил-был зайчик. Однажды он гулял по лесу и нашёл зонтик. Он спасал зайчика и в жаркую погоду и, когда шёл дождик. Но вдруг в лес пришла злая собака. Зайчик открыл зонтик и спрятался. Оказалось, зонтик был не простой, а волшебный. Зайчик спрятался под него и стал невидимым, а собачка понюхала зонтик и убежала.
Базовый алгоритм составления сказок
1. Выбирается любой герой (герои, объект.
2. Описываем данного героя ( объекта: их свойства, качества, мотивы и цели).
3. Герой совершает определённые действие, встречается, или видит что-то при этом с другими героями (объектами).
4. Последовательно описываем реакции (когда они встретились) других объектов при взаимодействии с героем.
5. Чем всё это заканчивается (что они делают, с какими героями ещё встретились, каков итог (чтобы был хороший конец).
6. Можно придумать название вашей сказки.
7. Нарисовать или обыграть.
С помощью техники «Рисуем по очереди».
В этом случае рисует педагог.
1. Рисуем на большом ватмане рисунок (объект).
2. Рассказывая про свой персонаж, объект.
3. Следующий рисует свой персонаж (объект).
4. Продолжает рассказ первого лица.
5. И т. д.
Метод каталога
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Цель метода: научиться сочинять истории и сказки. С детьми 3-
Берём книгу, детский журнал с разными рисунками
Суть метода заключается в том, что варианты идей получаются путём выбора и присоединения случайных слов к исходным словам. Случайные слова берутся из каталога, книги, или журнала.
Примерная цепочка вопросов для придумывания сказки :
Жил-был на свете (кто? что)
Он очень любил?
Однажды он (встретил, увидел, нашёл)
Он дружил (с кем, с чем)
Пришёл злой кто (что)
Им помог (кто? что)
Как помочь главному герою?
И тут появился (дополнительные герои)
Все они вместе начали (что они начали делать вместе? Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. Придумывают название получившейся сказки.
Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
Организуется продуктивная деятельность
Сочинение сказки (рассказа)с помощью преобразования времени и картин. Мы рассматриваем, что нарисовано на картине и задаё м вопросы: Что было до того, как они тут оказались? А как они тут оказались? Почему появилась радуга? Что будет после?
Можно проводить НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ, а также превращать изучении е любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование».Это могут быть тематические циклы, например: «Лес», «Вода», «Насекомые», «Звери» и т д.
На примере методов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста проведём практическую работу в ходе мастер-класса по теме «Птицы».
«Птицы»
-Сегодня нам пришло письмо от инопланетян, которые побывали на Земле. На нашей Планете они фотографировали разные объекты, но когда вернулись к себе домой, проявили плёнку и отпечатали фотографии, не смогли понять, что на них изображено. Они прислали снимки в детский садик и просят им помочь. Показывает карточки-«фотографии», на которых условно изображены 2 птичьи ноги, 4 лапы, зубы, клюв, шерсть и перья.
-Как вы думаете, кого сфотографировали инопланетяне? (Птицу и зверя.)
-Что общего у птиц и зверей?
-Чем они отличаются?
Отгадайте загадку о птице, используя приё м отрицания:
«Плавает, но не утка. Летает, но не самолёт. Покрыт перьями, но не воробей. С длинной шеей, но не жираф. (Лебедь.)
С помощью чудесной лестницы придумаем рассказ про эту птицу. На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приемы ТРИЗ и РТВ.
Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать в дальнейшем самостоятельно. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие методы и приемы ТРИЗ и РТВ используются на занятии.
Пример:
1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.
-Кто это?
2 ступенька. Надсистема.
-Где можно увидеть лебедя, где он живёт?
3 ступенька. Сектора круга (подсистемы)
-Из каких частей тела состоит?
4 ступенька. Геометрические фигуры и формы. (сравнение в целом или частично).
Туловище похоже на овал, клюв на треугольник и т. д.
5 ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).
-Какими карандашами мы будем рисовать лебедя?
6 ступенька. Соотношение по размеру.
-Какой может быть лебедь по размеру?
Игра «Хорошо-плохо» Маленький лебедь –это хорошо (плохо?
Большой лебедь-это хорошо (плохо?
Физкультминутка «Лебедь»
7 ступенька. Маленькие человечки, ( физическое свойства: жидкое, газообразное, твёрдое)
-Их каких маленьких человечков состоит лебедь?
8 ступенька. Знак равенства (на что или кого похожа данная система).
-С кем сравнился лебедь в загадке? (С кем его можно сравнить)
9. ступенька. Рука (символизирует функции системы).
-Какая польза (вред) от этой птицы?
10. Продвижение во времени (кем система была в прошлом, кем станет в будущем).
-Кем был лебедь в прошлом? Кем он станет?
-Что нужно сделать, чтобы лебедь долго оставался красивым, радовал нас?
11. ступенька. Крестик (система исчезла во всём мире, как без неё обходиться, чем заменить?
-Что произойдёт, если все лебеди исчезнут?
Решение проблемной задачи: что случится, если на Земле вообще не будет лебедей?
12 ступенька. Буква Я и знак равенства (приё м эмпатии: представь себя в роли данной системы и расскажи от её имени о своих чувствах и ощущениях).
-Что чувствует лебедь ( например: весной, зимой, ночью и т. п.? О чём он думает и мечтает?
Физкультминутка «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Предлагает представить, что домашние и дикие птицы поменялись местами обитания. Что из этого может получиться, как им теперь живётся?
Метод фокальных объектов.
Используя картинки: куклы (заводной, говорящей); ножа (блестящего, складного); стакана (прозрачного, стеклянного, пофантазируйте и расскажите сказку про инопланетную птицу.
Пример: инопланетная птица-блестящая; если её заведут ключом, поёт красивые песни и рассказывает сказки; когда видит опасность становится прозрачной, незаметной. Птицу можно везде носить с собой, положив в карман, - она складная.
Итог: мы рассмотрели лишь некоторые виды сочинения сказок (рассказов) с использованием методов ТРИЗа, но если вас заинтересовала эта тема, вы можете в работе использовать и другие модели сочинения сказок (рассказов, и все они интересны, а главное способствуют развитию речи дошкольников.