Надежда Бакулина
Моделирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие это одно из четырех направлений развития ребенка, куда входят: познание, коммуникация и чтение художественной литературы.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Публикация «Моделирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие сенсорной культуры, в процессе которого ребенок познает многообразие свойств, качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует; развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе, в процессе которого ребенок открывает мир природы, а также развитие математических представлений, когда ребенок делает первые шаги в математику, исследует и экспериментирует.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач.
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятие) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и этического вкуса.
Многие задачи этих образовательных областей можно решить методом моделирования. Многочисленные исследования советских психологов (Давыдов, Ленгер и др.) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Они утверждают, что с помощью графических моделей у детей относительно легко и быстро совершенствуются ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные, практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Они утверждают, что работа с отвлеченными моделями имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение, так как абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связи причинно-следственного характера. А это даст возможность обобщенно познавать явления, способствую т развитию не только наглядно - образного, но и логического мышления.
Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое использование объекта (предмета, образца - модели, при котором непосредственно изучается не сам интересующий объект, а вспомогательная система, находящаяся в некотором, объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении и дающая в итоге при её исследовании необходимую информацию об объекте познания. То есть моделирование основано на принципе замещения реальных объектов или их свойств предметами, схематическими изображениями, знаками. Например, Н. Н. Кондратьева в программе экологического образования детей «Мы» предлагает с помощью картинок – моделей обозначать выделенные с помощью зрительных, осязательных и других анализаторов признаки объекта (цвет, форма, характер поверхности, условия жизни, функции живых организмов – двигается, дышит, и т. д.) . И всё это делается на основе наблюдений и рассматривания ребенком объекта. Делается это постепенно. Вначале – знакомство с объектом, затем знакомство со знаками – символами, далее умение понимать эти системы и уже делать выводы, умозаключения.
Мы используем разные модели. Это:
- предметные модели (чаще заводные игрушки, с помощью которых можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении объекта).
- предметно – схематические модели, где существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов (цветная геометрическая фигура вместо листьев);данные модели разработаны Н. И. Ветровой.
- графические модели, где различные графики и схемы передают условно признаки, связи и отношения. Примером такой модели является календарь наблюдений за изменениями в погоде. (П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой).
Моделирование может быть использовано во всех группах и во многих видах детской деятельности: наблюдении, труде, занятиях, играх, самостоятельной деятельности, поэтому оно должно быть
- доступно, позволять ребенку легче усваивать материал, (например модель позволяет разделить объект на части, что нельзя сделать с живым объектом);
- поучительно – познание окружающего мира, начиная с чувствительного восприятия объектов, с которыми дети непосредственно контактируют, ведет к построению в сознании ребенка обобщенного представления об объекте или целом явлении, обеспечивает усвоению знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях между ними.
Наши модели отличаются по внешнему виду (плоскостные и объемные, по месту расположения (настенные и настольные, по характеру моделирования (модели объектов и процессов). Чаще одна включает в себя другую. То есть может быть одновременно и настольной и плоскостной и т. д. Чаще мы используем уже готовые схемы. Например, формируя у детей обобщенное понятие «рыбы», мы выделяем главные (существенные) признаки у нескольких объектов (разные виды рыб, а затем дети объединяют их в одну группу и обозначают их моделью. Аналогичную работу мы проводим при формировании обобщенных понятий о других объектах и явлениях. В этот момент дети начинают учиться моделировать. Вначале они выделяют признак, соответствующий объекту с помощью рассматривания, наблюдения. В качестве этих признаков могут быть название объекта, внешний вид, жилище, чем питается, особенности, поведение, размножение. Затем сравнивают два объекта из разных групп, находя признаки сходства, различия. Дети, используя модели, быстрее и легче находят ответы на вопросы: «Чем отличаются, например корова от обезьяны?».
На основе моделей у нас имеются дидактические игры в каждой образовательной области. В центре грамотности это модели трудового процесса (профессии, цель труда, материал, инструменты, результат, книжки- самоделки, «Говорящие рисунки» (обозначение жизненных ситуаций моделями, на обобщение родовых понятий. В центре науки модели : «Растение – живой организм», «Опиши животное», «Основные жизненные функции животных, птиц, насекомых, растений», «Потребности животных, растений, людей» и т. д. В центре математики это модели «Неделя», «Месяцы года». В центре строительно–конструкторских игр модели различных построек (дома, мосты, машины, игрушки).
Для закрепления полученных в д/с знаний очень важно использовать родительский потенциал. С этой целью были проведены индивидуальные консультации на темы: «Модели эколого-систематических групп» (животные, птицы, насекомые, растения, звери, «Модели функций органов живого»(корень, стебель, лист, цветок). Кроме этого родители были ознакомлены с моделями, необходимыми для наблюдения за объектом, применяемыми в трудовой деятельности и для составлении рассказа об объекте (в речевой деятельности).
Проводя мониторинг познавательно-речевого развития дошкольников, мы выявили следующие показатели. Из общего числа обследуемых детей, которое составляло 24 человека, перед началом обучения моделированию картина была следующая. Детей с высоким уровнем, проявляющих устойчивое познавательное отношение к предлагаемым познавательным заданиям, выполняющих их самостоятельно, составляющих описательные рассказы, используя готовые модели не было. Со средним уровнем развития по данным критериям было 10. После проведенной работы детей с высоким уровнем развития стало 5, детей среднего уровня стало 15 человек. В число детей с низким уровнем развития вошли дети, мало посещающие детский сад. Таким образом, можно сделать вывод, что применяя метод моделирования дети овладевшие знаками – символами намного легче и быстрее составляют четкий последовательный признак об объекте, правильно определяют словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь предметов и явлений природы, умеют сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Таким образом, можно судить об эффективности этого метода. Поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в следующем году продолжим использовать модели для работы.