Надежда Федотова
Сценарий спортивного развлечения «Весемеа-докат. Молодцы-удальцы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, знакомить с народными промыслами, обрядами и традициями мордовского народа.
Задачи:
воспитывать у детей уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции;
способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к мордовской культуре;
развивать разные группы мышц, выносливость, гибкость, ловкость.
Место проведения :
Спортивный зал
Пособия и оборудование:
Фонограмма
Массажные шарики Су Джок.
Обручи (4)
Публикация «Сценарий спортивного развлечения „Весемеа-докат, Молодцы-удальцы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2017
Шишки по количеству детей
Цветные платочки
Подарки для детей
Действующие лица:
1. Ведущий
2. Медведь
Звучит фонограмма мордовского композитора Л. Воинова «Марш на мордовские темы». Дети входят в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор по физической культуре: Шумбратадо, ялгат! Здравствуйте, ребята!
Дети:Шумбратадо! Здравствуйте!
Инструктор по физической культуре Я рада вас видеть в спортивном зале.
Сегодня нас ждет очень много интересных игр. Мы покажем свою силу и ловкость, смелость и храбрость. А чтобы подготовить себя к соревнованиям, мы с вами сделаем самомассаж кистей рук с помощью массажных шариков Су Джок.
(Дети делают самомассаж,проговаривая слова потешки на мордовском языке)
Ай,ацици- ацити, Ай, ацици- ацити,
Кяднянзасаразвацихть! Измарались рученьки!
Сюманясаштазень, В корытце вымыла,
Нардамасанардазень, Полотенцем вытерла.
Кемоньсуроньсуркскязят, Ты мой перстенечек,
Кафтакяденькятькскязят. На руке браслетик.
Инструктор по физической культуре: А скажите мне ребята, среди вас есть сильные,смелые и находчивые, молодцы –удальцы?
Дети: Да, есть у нас такие молодцы – удальцы.
Инструктор по физической культуре: Очень хорошо, тогда все ребята, вы вставайте,и разминку начинайте,
Построение врассыпную.
(Звучит фонограмма мордовской народной песни «Раужо баран» («Черный баран»)
1. Где же ты был,черный баран?
Где же ты был, черный баран?
2. На мельнице, на мельнице
Мой хороший друг.
3. Что ты там делал, черный баран?
Что ты там делал, черный баран?
4. Муку молол, муку молол
Мой хороший друг.
5. Чем же ты молол, черный баран?
Чем же ты молол, черный баран?
6. И рогами, и ногами,
Мой хороший друг.
1. Дети держась за руки идут по кругу4 шага на носках, 4 шага на пятках.
2. 4 пружинки, 4 хлопка вверху.
3. 4 шага вперед, 4 шага назад.
4. 8 шагов по кругу, руки на поясе, чередоватьдвижения локтями вперед –назад.
5. взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.
6. стоят на месте, руки имитируют рожки8 притопов, попеременно.
Инструктор по физической культуре: С давних пор мордовский народ славился ловкостью, выносливостью, сообразительностью и своей силушкой. Часто они устраивали соревнования. Вот послушайте основные правила:
быть честным и справедливым в состязаниях;
стремиться доводить борьбу до конца;
не зазнаваться одержав победу;
не печалится в случае проигрыша.
Сегодня и мы с вами поиграем в мордовские народные игры. Ребята, а вы знаете, как выбирают ведущих?
Дети: При помощи считалок.
Инструктор по физической культуре: Молодцы, правильно. Тогда я объявляю
1 конкурс.
Конкурс считалок:
1. Червень, бервень
Чуха,рюха,
Бета,сота,
Ива,дуба,
Мака,крест.
2. Экете,пэтэке,
Чукэтэ,мэ,
Обель,фобель,дрэмене.
Экс,пэс.
3. Алыинда, тупыинда,
Миколок, коколок,
Куды пря подков
Подырман.
4. Вейке,кавто,кемгавтово,
Чии церакепкавтомо.
Сонсь а сыре, сонсь а од,
Велеськелес счетовод.
Инструктор по физической культуре: Хорошо! Считалки вы знаете.
А сейчас я предлагаю поиграть в мордовскую игру «Раю, Раю»
(выбирают 2 детей – ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети – ворота поднимают руки вверх и говорят:
Раю – раю, пропускаю, а последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят через ворота. Дети – ворота, опустив руки, определяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например,1 ребенок – щит,2 – стрела). Отвечающий выбирает одно из слов и встает в команду к тому, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети – ворота встают лицом кдруг другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.)
(после игры дети выстраиваются в две колонны).
Инструктор по физической культуре: У меня для вас есть еще одна игра,
вам понравится игра.
Дети делятся на 2 команды.
«Нумолнят» (зайчата,
«Оофтонят» (медвежата)
1эстафета «Зоркие охотники» - метание шишек в горизонтальную мишень.
2эстафета «Зайки-попрыгайки»-прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
(Входит Медведь)
Инструктор по физической культуре: Здравствуй, Мишенька.
Что ты, Мишенька, не весел, что ты голову повесил?
Медведь:
Я немножко толстоват
И немножко косолап.
Но, поверьте мне, друзья,
В этом виноват не я!
Ребенок:
А скажи - ка, Мишка, нам,
Чем ты занят по утрам?
Медведь:
Я, ребята, долго сплю,
До обеда я храплю!
Ребенок:
Расскажи нам по порядку
Часто ль делаешь зарядку?
Спортом занимаешься?
Водою обливаешься?
Медведь:
Нет! Зарядку – я ребята.
Не делал никогда!
Страшно это!Закаляться?
Ведь холодная вода!
Может средство есть такое,
Чтобы сильным, ловким стать,
От других не отставать?
Ребенок:
Есть такое средство! Есть!
Надо меду меньше есть!
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
Ребенок:
Прыгать бегать, и скакать,
Душ холодный принимать!
Все тебе понятно Мишка?
Инструктор по физической культуре:
Рядом ты с детьми вставай,
Все за нами повторяй!
Медведь:
Я конечно спать люблю,
Но игру не пропущу!
К вам пришел я не пустой,
Сундучок принес с собой.
Сундучок-то не простой,
Посмотри в него, открой.
Инструктор по физической культуре: Не простой говоришь? А с сюрпризом! Открываем сундучок, а там разноцветные платочки, достаем! Я предлагаю поиграть с ними в мордовскую народную игру «Рутяняса» (В платочки).
Выберем водящего считалкой. До начала игры играющие называют себя разными именами: «колокольчик», «зайчик» и так далее,-вслух сообщают свои имена водящему. Потом завязывают глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Водящий произносит считалку, затем начинает ловить играющих. Когда он поймает кого-либо из играющих, то должен узнать, его-назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чье имя угадано.
Медведь:
Каких спортсменов ловких увидел я сейчас!
Физкультурой заниматься – ну просто – высший класс!
Ребенок:
Ничего не бойся, Мишка! Ты - Медведь, а не трусишка!
Медведь:
Хоть я немножко толстоват
И немножко косолап.
Но, играть люблю, друзья,
У меня есть еще игра. Думаю вам понравится она!
Народная подвижная игра «Карусель»
Развивает ритмичность движений и внимательность.
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Шары, шары, шаромнесь,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
1. Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь
Меле, меле, сиденяста,
2. Сате, сете ласькозня,
Лоткак, лоткак, шаромня.
Фкя-кафта, фкя-кафта,
Лотка сьшаромсьшарома.
3. Фкя, кафта, колма, ниле,
Меки шары,шаромнесь.
Сате, сате, ласькозня,
Лоткак, лотка, шаромня.
Фкя, кафта, колма, ниле
И аделасьналхксемась.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру
Медведь: А еще, дети, мордовскиедевушки и юноши очень любил играть
«В колечки».Она помогает им укрепить и проверить зоркость глаз. Я предлагаю вам принять участие в этой игре. Звучит народная песня «Сака, сака, кизоня»(Приди, приди, летушко).
По считалке играющие выбирают ведущего и водящего. Остальные игроки садятся на скамейку. Ведущий незаметно прячет у одного из детей в одежду какую-нибудь маленькую вещицу, а водящий в это время отворачивается и зажмуривает глаза. Если водящий угадал, у кого колечко, он меняется с этим игроком местами.
Инструктор по физической культуре:
Поиграли, порезвились, но пора и отдохнуть, восстановить дыхание. Становись-ка, Мишка, с ребятами. Эта игра помогает формировать навык правильного дыхания (ритмичного, полного с правильным выдохом, укреплять мышцы туловища и костей, развивать координацию движений, правильно формировать своды стопы.)
Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!
Курок улисть эрьхкенят!
Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!
Ширеть марта ладятама!
Пиземня, пиземня, кап, кап, кап!
Ковальнетыень паньцаськ!
Пиземня, тук пяконя!
Модась ули ляпоня, модась ули ляпоня!
Ласьконттяма кяпоня!
Дождик, дождик, кап, кап, кап!
Скоро будут лужи!
Дождик, дождик, кап, кап, кап!
Небо с солнцем дружит!
Дождик, дождик, кап, кап, кап!
Мы разгоним облака!
Дождик, лей кругом!
Земля будет мягкая, земля будет мягкая!
Будем бегать босиком!
Медведь:
Мне тоже захотелось таким спортсменом стать.
Ни в ловкости, ни в силе – ни в чем не уступать.
Займусь я физкультурой, спортсменом стану я
А, значит, чемпионом стану я, друзья!
Инструктор по физкультуре:
Даже тот, кто в детстве слаб, неуклюж и косолап,
Станет стройным, станет ловким,
Станет сильным, как медведь.
Только надо очень, очень,
Очень сильно захотеть и немного попотеть!
Ребенок:
Пусть, как цветы в краю родном растут ребята наши!
Пусть будут крепче с каждым днем и с каждым годом краше!
Инструктор по физкультуре:
Вот и заканчивается наш праздник.
Васедемазонок!
Вастомазанок!
Саукаласыз, дуслар!
До новых встреч, дорогие друзья!
За успехи в спорте медведь всех детей награждает подарками.
(Звучит фонограма мор. Нар. песни «Яблоня» в обр. А. Путушкина. Медведь награждает подарками)
Методическая литература:
1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск, «Красный Октябрь», 2001г.
2. «Хрестоматия к программе «Валдоня»». Саранск, «Мордовское книжное издательство, 2004г.
3. «Хрестоматия к программе «Валдоня» (музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии)». Саранск – 2007г.
4. Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга»
5. Аксенова З. Ф. «Спортивные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2003г.
6. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. «В дружбе со спортом». Москва, «Гном и Д», 2003г.
7. Вареник Е. Н. «Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет».
Москва, «Сфера», 2008г.
8. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ». Волгоград, «Учитель». 2007 г.
9. Л. П. Карпушина,Н. Б. Абудеева. «Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях».
10. В. С. Брыжинский. «Серебрянные цепочки.» -Саранск:Морд. -эрзя. 2002г.