Ольга Делюрман
Консультация «Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 70 компенсирующего вида» г. Перми
Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество.
Автор разработки:
Делюрман Ольга Владимировна
(методист МАДОУ)
г. Пермь
2014 г.
Введение
«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же
искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,
хорошо писать картины».
А. С. Макаренко.
Публикация «Консультация „Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество“» размещена в разделах
Известно, что воспитать «крылатого» ребёнка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Необходимые качества современного воспитателя – доброта, терпеливость, толерантность, широта кругозора, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Очень важно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Воспитатель — это патриот своей Родины, ведь страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.
Итак, какого же воспитателя ждут дети, родители, общество?
I. Основные требования к воспитателю ДОО
Современный воспитатель :
1. Знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Умеет организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей; организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Умеет планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Умеет планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеет методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеет ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
12. Также необходимо отметить, что в рамках Стратегии развития образования города Перми до 2030 года современный воспитатель должен быть мотивирован на соответствие глобальным вызовам, стоящих перед образованием XXI века:
- информационный вызов (соответствие общей информационной культуре общества);
- динамический вызов (реализация идей и принципов опережающего образования, непрерывное образование, образование в течение всей жизни);
- адаптационный вызов (способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменения ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах);
13. Современное общество нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Поэтому, современный воспитатель должен обладать яркими лидерскими качествами, уметь вести за собой не только детей, но и быть примером и для коллег, и для родителей воспитанников.
14. Современный воспитатель является поборником здорового образа жизни, стремится привить его не только своим воспитанникам и их родителям, но и коллегам. Особенно актуально это сейчас, когда ежегодно растёт аллергизация населения и наблюдается рост заболеваемости среди детей и взрослых. В детском саду с контингентом детей с аллергозаболеваниями пропаганда воспитателем здорового образа жизни является остро необходимой.
II. Основные критерии оценки результативности работы воспитателя
1. Владение современными образовательными технологиями и методиками на высоком уровне
2. Эффективность применения воспитателем современных образовательных технологий и методик
3. Устойчивая положительная динамика освоения воспитанниками образовательных программ
4. Вклад воспитателя в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
III. Качественные результаты, которые должны достигаться воспитателем
- Наличие у детей интереса к познанию.
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
- Наличие у детей творческих способностей.
- Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.).
- Наличие у детей знаний, умений и навыков.
- Ценность педагогического опыта для коллег других ДОУ.
- Высокая оценка деятельности воспитателя родителями, администрацией ДОУ, общественными институтами.
IV. Инновационные подходы в сопровождении профессионального и личностного развития воспитателя.
• посещение обучающих вебинаров по проблемам современного дошкольного образования;
• создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
• инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
• интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов;
• разработка и внедрение программы «Содружество», направленной на оптимальное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанников;
• взаимодействие с социальными институтами и учреждениями дополнительного образования не только для предоставления образовательных услуг, но и для обучения воспитателей, проведения конкурсов среди воспитателей;
• стимулирование педагогов к участию в интерактивных конкурсах профессионального мастерства;
• содействие тьюторству в ДОО;
• создание на добровольной основе рейтинга педагогов в ДОО по различным номинациям («педагог-тьютор», педагог-новатор», «педагог-проектант» и т. д.) и размещение его на сайте ДОО;
В завершении, хотелось бы вспомнить слова А. С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
Литература
1. Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года
2. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель).