Марина Степанова
Модель развивающей среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в нашей средней группе «Подсолнушки» построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, доска для детского творчества.
Публикация «Модель развивающей среды в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В группе учебная зона, бытовая зона, игровая зона, зона отдыха (спальня для детей) находятся в одном помещении.
Учебная зона расположена так, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Доска находится на уровне глаз детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.
В учебной зоне размещены: уголок творчества, речевой уголок, уголок природы, книжный уголок, уголок занимательной математики, уголок экспериментирования, патриотический уголок.
В уголке творчества находятся: репродукции картин, трафареты, лекала, геометрические формы, акварельные краски, гуашь, кисти, цветные и простые карандаши, цветные мелки, палитра, восковые мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы с тупыми концами, пластилин, глина, салфетки тканевые и бумажные. А также есть и губки поролоновые, штамповки, ватные тампоны; силуэты, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, доски для рисования мелком, клеенки, формочки для лепки, готовые формы для наклеивания, кусочки обоев, самоклеющаяся пленка, открытки с рисунками, стеки, фартуки, детские и взрослые работы по рисованию, аппликации, непроливайки для воды, природный и бросовый материал, книжки-раскраски, дидактические пособия в картинках.
Книжный уголок представляет собой шкафчик с полочками. В нем находятся книги различных жанров и детских писателей, а также книжки-самоделки по произведениям, иллюстрации к детским произведениям, альбомы и подборка иллюстраций по темам: «Семья», «Птицы», «Профессии», «Транспорт» и другие, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов, аптечка для ремонта книг.
Уголок природы расположен у окна. В уголке природы находятся: комнатные растения (крапчатая бегония, традесканция, папоротник-адиантум, хлорофитум, алоэ, амазонская лилия, зигокактус, сансевьера, сенполия). А также есть леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кленка, фартуки, календарь природы, сезонные картинки, рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», бумажная кукла с разной сезонной одеждой, макеты леса, поля, парка, зоопарка и другое.
Рядом расположен уголок экспериментирования. Предметное наполнение уголка включает в себя: лупа большая и маленькая, разные ёмкости для воды, ёмкость для песка, камешки плавающие и тонущие, шарики различные, формочки, крышки разных размеров, палочки разной длины, нитки, проволока, шишки, лопаточки, баночки пластиковые разных размеров, воронки разных диаметров, ситички, мерная кружка, мох, семена, мех и другой различный бросовый и природный материал. Наглядные модели познавательной деятельности (схемы, алгоритмы деятельности, макеты). Предметное наполнение безопасное для детей.
Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. В уголке - материал по математике и сенсорике: мозаика разных форм и цвета, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры, магнитная доска, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор разноцветных палочек, различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета, счеты, игрушки-головоломки, часы, набор кубиков с цифрами, кубики «Математический узор», набор карточек с изображением количества (то1 до 5) и цифр, чудесный мешочек с набором объемных тел по программе.
В патриотическом уголке находятся флаг России и Нижнего Новгорода, портрет президента, игры патриотического характера соответствующие возрасту и программе; альбомы «Мой город», «Моя семья»; иллюстрации, картинки, открытки с изображением нашего города и людей.
Речевой уголок представляет собой стеллажи с полками. В речевом уголке находятся: наборы картинок для группировки и обобщения (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и другие) по 8-10; пазлы, серии картинок «Времена года», сюжетные картинки с разной тематикой, кубики с сюжетными картинками, набор кубиков с буквами, разрезные сюжетные картинки( 4-6 частей, разрезные контурные картинки (4-6 частей, наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина, серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты, а также игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания и различные дидактические игры по звуковой культуре речи, словесные дидактические игры соответствующие возрасту и программе (например «Четвертый лишний», «Времена года» и другие, а также книжки-самоделки по сказкам.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В центре игровой зоны на полу находится ковёр. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется.
Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол. Для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники, военная одежда (моряки, пехотинцы, пограничники, танкисты, летчики).
В игровой зоне находятся: уголок физического развития, музыкальный и театральный уголки, уголок ПДД (правила дорожного движения, уголок конструирования, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок уединения и релаксации (отдыха).
Уголок музыкального развития. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, различные сказки и музыкальные инструменты. Развивают фонематический слух и чувство ритма у детей: металлофон, бубны, колокольчики, маракасы, трещотки, магнитофон, баночки и коробочки с различными наполнителями (горохом, желудями, камешками, рисом, нетрадиционные и плоскостные музыкальные инструменты. Имеются различные виды театров: настольный, на ширме, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый, плоскостной, на деревянных лопаточках, а также - маски, наголовники, шапочки, элементы костюмов, ширма, декорации, театральные атрибуты.
Рядом с музыкальным уголком располагается театральный уголок. В театральном уголке находятся: разные виды театров (настольные, плоскостные, пальчиковые, бибабо, театр марионеток и т. п.). Театральные ширмы, фланелеграф. Атрибуты для театрализованной деятельности (элементы костюмов, маски, шапочки, декорации). Набор мелких игрушек и предметов-заместителей для обыгрывания. Картотеки пальчиковых и хороводных игр, имитационных упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.
Очень важно, чтобы дети знакомились и узнавали о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни, поэтому у нас есть уголок ПДД. В уголке висит светофор, картинки с изображением различных машин, жезл для регулировщика, атрибуты сотрудника полиции (жилетки ДПС, фуражка, а также жилетки, на которых нарисовано такси, светофор, скорая помощь, пожарная служба. Картонная коробка – макет автомобильных дорог и пешеходных переходов, и др. Мелкий и крупный транспорт, макеты домов, дорожных знаков, деревьев, светофоров, небольшие игрушки (фигурки людей). А также книжки – самоделки, сделанные руками родителей («Азбука светофорика», «Без правил дорожных жить невозможно»).
Уголок конструирования расположен рядом с уголком ПДД. В этом уголке есть разные виды конструкторов (пластмассовый, деревянный, железный) и строительных наборов, крупный строительный материал. Атрибуты для декорирования и обыгрывания построек, предметы-заместители. Материал для конструирования из бумаги, бросовый (пробки, катушки, бумажные коробки и др.) и природный материал для конструирования, инструменты и оборудование. Схемы простые, алгоритмы выполнения построек, чертежи, рисунки и фотографии построек, поделок. Макеты «Город», «Деревня». Тематические альбомы, картинки, иллюстрации: «Город и деревня», «Разные дома», «Профессия – строитель». Коллекция открыток «Города», «Зоопарк», «Ферма».
Физкультурный уголок расположен рядом с уголком конструирования. В этом уголке есть «дорожка здоровья», оборудование для ходьбы и бега, тренировки равновесия, коврики, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, шнуры, мешочки с песком и крупой, набивные мячи. А также находится оборудование для прыжков: мини мат, куб деревянный, обручи, гимнастические палки, скакалки. Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина, резиновые пластмассовые мячи разного диаметра, колцеброс. Оборудование для ползания и лазания: лесенка, гимнастическая скамейка, дуги, кегли. Оборудование для общеразвивающих упражнений (кольца, погремушки, кубики, флажки, ленточки). Атрибуты для подвижных игр (наголовники, шапочки животных, цветные платочки). А также есть нетрадиционное оборудование.
Уголок сюжетно-ролевых игр. В этом уголке имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Детское кафе», «Почта», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Водители», «Пароход», «Зоомагазин», и пр. Игровые наборы «Посуда», «Инструменты», «Парикмахерская», «Одежда» и т. п. Образные и транспортные игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, кукольные коляски, куклы крупные и средние и другое. Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом. Предметы домашнего быта, элементы костюмов, аксессуары и пр. Предметы-заместители, природный и бросовый материал для обыгрывания.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диванчик, низкий столик. Здесь же находится кукла, игрушка для снятия негативных эмоциональных проявлений, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы сделали график дежурств с помощью карточек. У каждого ребенка есть свой рисунок для того, чтобы он мог находить свое полотенце, кроватку, шкафчик.
Создавая, развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.