Юлия Мясникова
Модель психолого-педагогической поддержки семьи в условиях дошкольной образовательной организации
Работа выполнена в рамках домашнего задания по магистратуре ИГУ 2 курс (дошкольное образование)
Модель психолого-педагогической поддержки семьи в ОО
Сама мысль поддержки семьи в образовательной организации (речь о дошкольном образовательном учреждении) логична, а по ФГОС даже обязательна и бесплатна. Но, на местах поддержка часто не возможна, в силу разных причин (о которых, наверняка есть большие научные исследования). Я могу только предполагать причины, лежащие на поверхности по существу вопроса:
Публикация «Модель психолого-педагогической поддержки семьи в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- отсутствие времени у сотрудников сада
- отсутствие компетенций решать поступившие обращения (не все воспитатели являются психологами)
- невозможность обратиться за помощью к более квалифицированным коллегам (в силу занятости или не отлаженной коммуникации с профессиональным сообществом)
- отсутствие положительных примеров реализации психолого-педагогической поддержки и от этого не достаточная мотивация для организации центра психолого-педагогической поддержки в конкретном саду.
Изложенные организационные и личные моменты выполняют роль диверсантов, которых надо сначала выявить, а потом уже строить эффективные модели сопровождения родителей. То есть сотрудникам сада самим нужен такой центр "сопровождения", и они не всегда могут найти его в лице коллег и заведующего организацией (вернее так - чаще не могут).
На мой взгляд, модель организации сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения, должна реализовываться поэтапно, в соответствии с программой развития сада. Быть не просто проектом для галочки, а реальной задачей, которую коллектив сада решает на этапе своего становления, как оплота дошкольной педагогики в этой городе/ районе/ поселке.
Практическая реализация
Думаю, что модель "родительского университета", реализованного через регулярные встречи 1 раз в две недели на платформе ZOOM, а также ведение социальных сетей "родительского университета" будет эффективной моделью психолого-педагогической поддержки семьи в ОО.
Считаю важным расставить акценты на том, что:
1. Вся информация должна поступать к родителям "от запроса", т. е. она волнует родителей здесь и сейчас. И получать на нее ответы родителю важно максимально оперативно, пока не перегорел интерес решать возникшие трудности и сложности.
2. Работа "Родительского университета" должна носить системный, предсказуемый характер. Буквально это значит следующее - встречи планируются заранее, и все участники о них в курсе за 1 месяц, за 1 неделю, за 1 день и за 1 час до начала встречи. Мы живем в мире, переполненном информацией. Вести ежедневники в школах не учат (дневник это не ежедневник). Отсюда мы получили общество, которому надо напоминать, и не лениться напомнить еще раз (вежливо и спокойно).
Деятельность организаторов на данном этапе состоит в том, чтобы
- составить информационные письма-напоминалки, график рассылок, собрать контакты участников в один документ;
- составить стратегические задачи, решаемые университетом, убедиться, что они приняты и поддержаны сотрудниками сада;
- составить четкий и ясный контент план, определить каналы коммуникации с родителями; назначить сроки составления публикаций и даты коммуникаций, закрепить их за конкретным исполнителем;
- определить для родителей "хранилище" информации или "копилку", куда любой родитель может свободно прислать свой вопрос;
- создать условия для получения анонимных вопросов от родителей (не все родители хотят рассказывать о своиз пробдлемах "напоказ").
3. Информация должна быть легкой, доступной для просмотра "чуть позже" и не походить на заунывную лекцию "говорящей головы". Один вопрос можно рассматривать не более 15 минут, а встречу не задердивать более 40 минут. То есть за 1 встречу можно рассмотреть два актуальных вопроса от родителей. Этого вполне достаточно и никого не перегрузит.
4. Важным нюансом встреч считаю их мобильность (на платформе ZOOM 1 раз в две недели) и 2 раза в год на собраниях, с докладами родителей. Решившие свой волнующий вопрос родители - это прекрасные, мотивированные спикеры, которые помогают нам вести психолого-педагогическую работу с родителями, и облегчают нам передачу информации (ведь конечная цель любого психолого-педагогического сопровождения семьи это компетентный, способный грамотно ориентироваться в ситуации, родитель).