Татьяна Евтихова
Модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МОДЕЛЬ
психолого – педагогического сопровождения воспитанников
в МАДОУ «Верботон»».
Психолого – педагогического сопровождение в МАДОУ «Верботон» – это система профессиональной деятельности педагогов, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути и опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.
Модель комплексного психолого - педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса в МАДОУ «Верботон» понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Основными принципами сопровождения ребенка в нашем учреждении являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- непрерывность сопровождения;
-комплексный подход сопровождения.
Цель сопровождения направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе, на достижение детьми личностной психологической готовности, соответствующей специальным задачам и условиям учебно –познавательной деятельности.
Основные задачи сопровождения.
1. Приспособление образовательной среды ДОУ к индивидуальным возможностям ребенка.
2. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям с проблемами в развитии, на основе развития компенсаторных механизмов становления деятельности ребёнка, преодоление и предупреждение вторичных дефектов.
3. Организация комплексного психолого-педагогического изучения с целью разработки его индивидуальной программы развития
4. Совершенствование функций формирующегося организма ребёнка.
В ДОУ созданы условия для организации сопровождения детей: кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, организационно-педагогические.
Реализация задач сопровождения детей с отклонениями в развитии возможна только при условии создания единой “команды”, ориентированной на совместное достижение цели. Организация совместной координированной работы специалистов с учетом специфики профессиональной деятельности обеспечивает комплексный подход как в преодолении нарушений у детей с ОВЗ так и в развитии одаренности.
Педагогический процесс в детском саду осуществляют 26 педагогов – 18 воспитателей, 8 специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный работник и инструктор по ФК. Медицинский персонал представлен врачом-педиатром и медицинской сестрой.
Психолого-педагогическое сопровождение детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуется следующими направлениями:
профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении); - коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).
просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).
Вся работа строится по трем основным этапам:
1. диагностический (выявление затруднений или одаренности ребенка);
2. планово-прогностический
3. коррекционно – развивающий;
4. аналитический.
Диагностический этап. На данном этапе происходит выявление затруднений или одаренности ребенка, педагоги осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.
Основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В МАДОУ "Верботон" есть ПМПк; разработано Положение о ПМПк. Основное назначение ПМПк учреждения в создании условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия. Наши задачи: вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
ПМПК является постоянно действующей структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией детей с различными отклонениями в развитии.
Специалисты психолого-педагогической службы используют современные диагностические методики, новейшие разработки и психопрофилактические программы. Оказывается помощь детям и их родителям: консультирование, тренинги, диагностика, работа по запросам, оформление информационных листов, психолого-педагогическое сопровождение вновь принятых воспитанников и детей с низким уровнем развития и показывающих низкие знания при диагностических обследованиях, создание индивидуального банка данных воспитанников детского сада группы риска (психологическая и педагогическая диагностика, результаты анкетирования, медицинская диагностика). Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
Своевременное выявление трудностей в обучении, адаптации позволяет полностью скорректировать неглубокие отклонения в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии и помочь детям с серьезными психофизическими проблемами наиболее безболезненно в соответствии с их индивидуальными особенностями освоить программу детского сада и подготовиться к школе. Специалисты ПМПк осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей в период адапта-ции и мониторинг развития.
При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года ребенок направляется на городскую ПМПК для определения соответствующей программы обучения. При положительной же динамике в реабилитации и обучения детей коррекционных групп решается вопрос об интеграции в общеобразовательные учреждения города.
В группах для детей с проблемами слуха и речи проводится мониторинг, который включает в себя функциональную диагностику и речевую диагностику. На основе полученных данных выстраивается дальнейший коррекционный процесс.
Изучение индивидуальных особенностей воспитанников позволяет планировать коррекционно-развивающую работу и разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, в котором обозначаются индивидуальные проблемы и мероприятия, направленные на решение данных проблем.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей затруднений или одаренности ребенка,
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями. На этом этапе педагоги проводят коррекционно – развивающую работу с детьми.
Данная помощь включает в себя оказание помощи по различным направлениям: дефектологическая помощь, психологическая помощь, помощь в развитии координационных способностей и др. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
В компенсирующих группах на первое место выходят задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности и реализуются на групповых, индивидуальных занятиях, а также на специальных занятиях – по стимуляция движением и музыкальной стимуляции.
Работа по коммуникативному развитию детей с ОВЗ направлена на решение задач:
1. развития слушания (для детей с н/с) и фонематического восприятия (для детей с н/речи);
2. формирования правильного произношения (просодики, артикуляционных навыков, звукопроизношения слоговой структуры слова и фразы);
3. развитие навыков связной речи.
4. практическое усвоение средств языка (лексических и грамматических);
5. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
В группах компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы специалистов учреждения по разделам программы.
Стремясь максимально повысить эффективность учебного процесса, педагоги учреждения используют современные технологии в реабилитации детей с ОВЗ:
В основе коррекционно-развивающих технологий лежит верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха, в том числе с кохлеарным имплантом, разработанный П. Губерина.
При реабилитации используются приемы и технологии, разработанные в Центре «СУВАГ» г. Загреба (Хорватия):
-вибротактильная фаза;
-гармония тела и фонетическая ритмика (стимуляция движением);
-музыкальная стимуляция);
-пиктографическая ритмика;
-аудиовизуальный курс.
-работа на специальной звукоусиливающей аппаратуре по развитию слушания
Верботональный метод большое значение в реабилитации ребенка с нарушенным слухом придает семье, работе родителей. Комплексный подход к реабилитации детей со слуховыми и речевыми нарушениями с использованием различных технологий, а также использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, особенно КИ дают большой положительный результат. Ранее неговорящие дети начинают свободно общаться со сверстниками, изменяется их мироощущение и психология.
Игровые технологии. Вся реабилитация с дошкольниками проходит в игре. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности. Подвижные игры, включают активные двигательные действия, способствующие вызыванию голоса и звуков. Дети знакомятся с особенностями поведения и повадок животных, с наиболее характерными моментами выполнения трудовых действий и т. д. Игры оснащаются необходимыми игрушками, чтобы дети четко понимали смысл игры и могли выполнять свою роль в игре правильно. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, игры-драматизации) позволяют развивать мыслительные и коммуникативные навыки, упражнения подражательно-исполнительного и творческого характера, этюды, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций совершен-ствуют эмоциональное восприятие мира, выразительность движений, чувства собственного достоинства и самоконтроля. Дидактические игры развивают познавательные функции детей и речь. В программе МАДОУ «Верботон» указана примерная тематика игр на каждый год обучения, которые использую на занятиях, а также применяются специальные игры, разработанные педагогами Хорватии и адаптированные в учреждении. С помощью игры формируем у детей с нарушением слуха потребность в общении. Для повышения результативности игровых приемов большую роль играет эмоциональная наполняемость игр и дальнейшая отзывчивость детей в игровом процессе. Педагоги стараются через игру вызывать у детей радость, удивление, сопереживание, желание помочь звукоподражанием, словом, фразой. Они направляют детские эмоции на образы, которые создают различные предметы и игрушки, на внимание к педагогу. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и в соответствии с разработанной в МАДОУ «Верботон» программой «Здоровье». В работе применяются разные виды здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические : организация здоровьесберегающей среды;
2. физкультурно-оздоровительные: применение методов адаптивной физкультуры:
-лечебная гимнастика (суставная и силовая);
-массаж, коррекция положений, дозированная ходьба;
-физкультурно-оздоровительный комплекс, включающий: самомассаж ушных раковин, стоп, дыхательная гимнастика Стрельникова элементы хатха-йоги, коррегирующие упражнения, самомассаж ушных раковин и стоп, гимнастика для глаз, гимнастика тибетских монахов, точечный массаж по А. А. Уманской и др;
- закаливающие процедуры, используется общий кварц, бактерицидные облучатели для очистки воздуха, во всех группах используется бактерицидные лампы «Дезар».
- психосоматическая саморегуляция и аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция (музыка, цвет, образ);
- методы развития физических качеств и способностей (равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой);
- формирование координационных способностей детей;
- методы "раскрепощенного развития" В. Ф. Базарного. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Периодическая смена поз детей занимает важное место и в профилактике близорукости (рассматривание близких и удаленных предметов, укрепляет позвоночник, формирует осанку. Часть занятия дети проводят стоя (слушают, рассматривают удаленные предметы, другую часть дети проводят сидя. Динамизация рабочей позы детей в процессе занятия также способствует повышению физической и умственной работоспособности.
- методы психогимнастики, как разновидности психотерапии и аутотренинга на расслабление мышц, кратковременного отдыха, релаксации.
- витаминизация детей с использованием соков, фруктовых коктейлей, метод повышения иммунитета с помощью кислородного коктейля, разработанный академиком Н. Н. Сиротининым Способствует укреплению общей сопротивляемости организма различным инфекциям, стрессу, большим умственным и физическим нагрузкам.
3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
- педагогическое сопровождение развития ребенка с нарушением слуха в течение всего процесса обучения;
- создание благоприятной эмоциональной обстановки на занятиях, ситуации успеха;
- психологические оздоровительные методы: арт-терапия, сказкотерапия, мандалы. Они дают хорошие результаты в реабилитации детей с эмоционально-волевыми нарушениями;
- методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности: методы формирования эмпатии, толерантности к неоднозначности;
4. технологии валеологического просвещения родителей:
- беседы о профилактике здоровья, здоровом образе жизни, гигиене;
- привлечение к участию в спортивных праздниках, в том числе с участием семьи;
- консультативная работа по формированию здорового образа жизни.
5. здоровьесберегающие образовательные технологии:
- организация мониторинга здоровья детей «Развитие слушания». В результате применения верботональных приемов дети с нарушением слуха постоянно воспринимают звук, что стимулирует слушание и речь. Результаты диагностики слушания и речи у детей постоянно показывают положительную динамику.
- технологии по реабилитации центральных проблем слушания (терапия расширения динамики слушания, повышения ревербирационной устойчивости, сокращения интеграционного времени восприятия, развития селективности) и слуховой памяти, компонентов речи;
- артикуляционные и пальчиковые гимнастики;
- самомассаж колючим шариком «Су-джок», лежит в основе метода для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
- зондовый массаж (автор Новикова Е. В.) регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и зондового массажа помогает: улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков. Это активный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы руки и артикуляционного аппарата специальными зондами предложенные. Он ускоряет: постановку правильного произношения звуков; нормализует мышечный тонус; улучшает состояния голоса; нормализует речевое дыхание. Зондовый массаж повышает результативность реабилитации речи у неслышащих детей, имеющих дополнительные нарушения речи: алалию, дизартрию.
- дыхательные упражнения. Этот вид работы необходим для нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребёнка. Дети делают умеренно глубокие вдохи с последующими достаточно сильными и длительными экономичными выдохами, что позволяет формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова, предложения;
- методы профилактики нарушений чтения и письма.
Здоровьесберегающие технологии опираются на принципы природосообразности, преемственности, вариативности и направлены на обеспечение физического и психического здоровья детей. Целенаправленное развитие и совершенствование психофизических возможностей детей приводит к тому, что дети:
-значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;
-быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства;
-легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе и реабилитации. Использование компьютера на занятиях позволяет сделать процесс обучения более наглядным, а значит более интересным и мобильным. У детей быстрее вырабатываются навыки учебно-поисковой деятельности, что помогает им лучше усваивать новые знания и опыт.
Организации процесса обучения с использованием ИКТ помогает реализации принципов «педагогики сотрудничества. Важным условием увлеченной работы на занятии является его активное участие в обучении, где он видит плоды своего труда и может их оценить сам. За счет использования различных презентаций, обучающих и развивающих игр, интернет-ресурсов, всегда происходит повышение эффективности занятия. Дидактический материал, используемый на занятиях с ИКТ разнообразен и по содержанию и по форме. При подготовке занятий создаются новые презентации, используются электронные ресурсы учебного назначения, интернет-ресурсы, видеоролики, фотографии, клипы песен, задания развивающего характера. Широко используются специализированные программы:
- «Видимая речь», разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО Е. Л. Гончаровой, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной для коррекции произносительных и голосовых навыков у детей с нарушением слуха;
- «Аудиолог», компьютерная программа Глеба Подвойского (Германия, разработанная для развития слухового восприятия неслышащих детей, состоящая из пяти частей (по уровню сложности);
- «Игры для тигры», «Произношение», «Логопедические упражнения», «Трудные звуки», «Учись говорить правильно» «Красноречие» помогают корригировать и автоматизировать звуки, голос, слуховое восприятие, фонематические представления, активно развивают словообразовательные навыки;
- «Малышам и малышкам», «Лента времени», «В городском дворе». «Мир за твоим окном», др. позволяют развивать познавательные способности детей с различными нарушениями и связную речь;
- «Учись быстро читать» и др. предназначены для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования. Они позволяет дозировано воздействовать на формирование и узнавание лексических единиц разной длины, автоматизируют первоначальные сенсомоторные навыки различных видов чтения.
Компьютерные программы позволяет развивать смысловые компоненты речи неслышащих детей, память, внимание, воображение, мышление, а также приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям, различному уровню сложности содержания общения, состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Они позволяет получать более высокие результаты по формированию, развитию и коррекции: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слух и слушания, зрительного и тактильного восприятия, лексических и грамматических средства языка, коммуникативных навыков артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с мышью, клавиатурой, воли и мотивации. Результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено, верно, компьютерный герой хвалит ребёнка или указывает на неправильное выполнение задания. Программы заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха, что позволяет в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки самоконтроля собственной речи.
Коррекционная работа в детском саду осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях, закрепляются на индивидуальных занятиях, а также воспитателями и родителями. Тесное взаимодействие педагогов и родителей в компенсирующих группах на основе продуманной и налаженной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОВЗ, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие детей, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного и итогового обследования.
На аналитическом этапе сопровождения развития ребенка педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
У всех узких специалистов имеются рабочие программы и планы индивидуальной работы, где происходит распределений учебных тем, речевого материала и прогнозируемого результата на весь учебный год.
В рабочих программах педагогов содержится необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающее разностороннее развитие дошкольников.
Программа состоит из трех блоков:
1. Целевой, где раскрывается актуальность, цель и задачи программы, а так же особенности контингента детей
2. Содержательный. Здесь раскрываются общедидактические и специальные принципы работы, содержание материала по каждой образовательной области, формирование УУД.
3. Организационный, где раскрывается форма и режим занятий, структура занятий, условия реализации программы.
Деятельность педагогов в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.