Ирина Тестова
Экологическое воспитание дошкольников. Сценарий педагогического мероприятия в старшей группе «Здравствуй, милая картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять и уточнять представления детей о растении - картофель : его происхождение, рост, развитие, размножение, потребность в свете, тепле, воде, использование в кулинарии, медицине.
Дать представления о разнообразии способов размножения овощных культур.
Развивать умения детей в процессе исследований анализировать, выделять существенные признаки. Сопоставлять различные факты (представления о получении крахмала из картофеля, свойствах растворяться в горячей воде, не растворяться в холодной).
Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Сценарий педагогического мероприятия в старшей группе „Здравствуй, милая картошка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День картофеля. Сценарии праздника картошки
- Картофель, картошка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать умение трудиться, чувствовать удовлетворение от проделанной работы.
Активизация словаря: придворные, проросток.
Под спокойную музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущая: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Ведущая: Сегодня, я вам предлагаю отправиться со мной в прошлое, в те далёкие времена, когда короли в своих дворцах давали роскошные балы. А кто знает, как очутиться в том королевстве?
Дети: Надо сказать заветные, волшебные слова.
Ведущая: Да, надо сказать три раза заклинание: крепс – пекс - фекс, тарам - крепс. А теперь закройте глаза и все вместе скажем это заклинание.
(дети говорят заклинание, в это время открывается занавес, посреди зала стоит «трон», где восседает Король, рядом Принцесса, вокруг сидят девочки в бальных платьях, мальчики в кафтанах, с букетиками цветов картошки, подходят к девочкам, дарят им букетики, приглашая на танец, девочки закалывают букетики в волосы и танцуют вальс
(занавес закрывается)
Действие второе.
(звучит музыка из кинофильма «Бременские музыканты»; открывается занавес; за столом сидят Король и Принцесса, вокруг стоят придворные, обслуживают их)
Король поё т: «Ах, ты доченька моя горемычная. Исхудала ты совсем, изменилася. Я картошечкой тебя угощу»
Принцесса поё т: «А её я не хочу»
Король: «Ну отведай, ты её хоть немножечко»
Принцесса: «От неё меня тошнит»
(надкусывает зелёное семя балабошку и бросает, занавес закрывается)
Ведущая: Дети, как вы думаете, почему Принцесса не понравился картофель?
Ребё нок: Потому что Принцессе предлагали не клубни картофеля, а семена – зелёные ядовитые ягоды.
Ведущая: Верно, ребята, в те далёкие времена люди не знали, как использовать картофель и употребляли в пищу его недозревшие плоды, что вызывало отравления, А цветы картофеля использовали в качестве украшения для причёсок и одежды придворных. И только спустя много лет люди научились применять его по назначению.
А сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Самый умный». И тема нашей игры – «картофель» и всё, что с ним связано. Игра начинается прямо сейчас. Я задаю вопрос, вы отвечаете. Вы готовы?
Ведущая: Родина картофеля?
Ребё нок: Южная Америка.
Ведущая: Как зовут мореплавателя, который завёз картофель в Россию?
Ребё нок: Христофор Колумб.
Ведущая: Каким образом в настоящее время используют картофель?
Ребё нок: Картофель используют, как основной продукт питания для людей, а также для откорма скота.
Ведущая: Назовите пословицы и поговорки о картофеле.
Дети: «Картошка-хлебу подмога».
«Если есть картошка, то и пост не страшен»
«Голодный и гнилой картошке рад»
«Картошка-второй хлеб»
Ведущая: Какие полезные вещества содержатся в картофеле?
Ребё нок: Крахмал, сахар, белки, витамины, минеральные соли.
Ведущая: Приведите примеры использования картофеля в народной медицине?
Ребёнок Натёртый сырой картофель используют при ожогах. Сок картофеля используют при болезнях желудка, сердца, печени, почек.
Ведущая: А как вы считаете, картофель живое или неживое существо? И почему?
Ребё нок: Живое, потому что он дышит, растёт, питается.
Ведущая: Верно, посмотрите, все картофелины разные, но все они живые, сейчас они спят, но в каждом из них таится огромная «сила жизни». И если создать необходимые условия, то эта сила поможет клубням дать росток, вырасти растению,зацвести и принести плоды.
(на разносе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений-свеклы и картофеля. Двое детей подходят к столу и под музыку подбирают соответствующие карточки, раскладывают их по фазам роста и рассказывают о его строении).
1 ребё нок: Это картофель, его сажают проросшими клубнями, затем куст разрастается, вскоре растение зацветает и на месте цветков образовываются мелкие, похожие на зелёные ягоды-семена. Затем клубни.
«Под землёй растёт он летом,
Ну а кормит круглый год.
Господин картофель это-
И всегда ему почёт».
2 ребё нок: Это свекла. Она развивается так: сначала семя, которое превращается в проросток с корешком, затем проросток с несколькими листочками, и наконец, взрослое растение, а затем плоды.
«Буду я сесрой картошке,
И сестрой морковке тоже,
Хоть и разные по вкусу,
Но растём мы так похоже».
Ведущая: Молодцы, ребята. Вы верно заметили, что и картофель и свекла одинаково развиваются, но размножаются по-разному: свекла-семенами, а картофель-клубнями и частями клубня.
(Звучит музыка, с песней, притацовывая входит Золушка с корзинкой в руках, в корзинке 2-3 картофелины)
Ведущая: Здравствуй, Золушка, куда ты путь держишь?
Золушка: Здравствуйте, дети и взрослые. Дала мне мачеха задание посадить картошку, вырастить, собрать урожай и приготовить из него изысканные блюда к их приходу. Но я боюсь, что не успею выполнить всё к приезду мачехи и её дочерей.
Ведущая: Не волнуйся, Золушка, мы не волшебники, но помочь тебе мы сможем, верно ребята? Как вы думаете, дети, можем ли мы прямо сейчас посадить картофель в открытый грунт? И почему?
Ребё нок: Нет, так как на улице хозяйничает зима.
Ведущая: Но мы можем его вырастить у себя в лаборатории (беру клубни из корзины Золушки, они не проросшие и из ящика проросшие, готовые к посадке).
Внимательно рассмотрите эти клубни и сравните.
(рассматривают, сравнивают, обобщают)
Ведущая: Как вы думаете, какие семена картофеля проснулись и готовы к посадке?
Ребё нок: Те клубни, у которых появились ростки.
(дети показывают и отбирают клубни для посадки).
Ведущая: Дети, а сможем ли мы посадить, вырастить и собрать урожай так же быстро, как в сказке?
Дети: Нет, картофель растёт долго.
Ребё нок: «Мы посадили в землю в мае
И сто дней не вынимали
А копать под осень станем,
Не одну, а десять- двадцать».
Ведущая: Верно, нельзя так быстро вырастить любое растение, для этого необходимо время, а Золушке нужно помочь сейчас. Что же делать? (раздумываю).
А давайте-ка наберём из наших зимних запасов, а приготовить изысканные блюда из картофеля нам помогут наши повара.
Эстафета
«Перенеси картошку в ложке»
(дети стоят в двух колоннах, у первых игроков в руках ложки и картофель)
Задание: Игроки бегут по скамейке, подлезают под дугой, высыпают картошку в корзину, обратно бегут по прямой, ложку отдают следующему игроку. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.
Ведущая: «За мной ребятишки, работать пора
Вот здесь картошка, лейка и земля.
Посадим быстренько картошку
Для нашей Золушки, друзья!»
Команда, под названием «Листочек», занимает место у стола с зелёным флажком, команда «Тучки»- с синим флажком, команда «Солнышко»- с жёлтым флажком.
На столах лежат карты-схемы, где указано, какое задание вам нужно выполнить. Внимательно рассмотрите их и скажите, какое задание предстоит выполнить команде «Листочек»
Ребё нок: Посадить картофель в грунт.
Ведущая: Команде «Тучка».
Ребё нок: Посадить картофель в горшок без грунта.
Ведущая: Команде «Солнышко».
Ребё нок: Получить крахмал.
Ведущая: Прежде, чем приступить к выполнению заданий, скажите:
Какая почва необходима для посадки картофеля?
Ребё нок: Рыхлая, мягкая, влажная, хорошо удобренная.
Ведущая: Вспомните и расскажите, что необходимо для приготовления почвы?
Ребё нок: Торф, земля, песок, удобрение, вода.
Ведущая: Почва у нас готова, можно приступать к посадке картофеля.
Практическая деятельность.
Ведущая: Не забудьте надеть фартуки перед работой.
(Во время работы напоминаю, что картофель сажать нужно верхушкой вверх, хорошо присыпать землёй, увлажнить почву и накрыть сверху целлофаном).
Детям, сажающим картофель без грунта, напоминаю, чтобы не забыли положить на дно горшка лоскуток марли, присыпать его тонким слоем(3-4) торфа;
Помогаю смастерить и прикрепить фитилёк (для подачи воды, его нужно вывести наружу через отверстие в дне горшка, затем положить верхушку клубня (как указано на схеме) и присыпать слегка торфом, затем горшок с растением вставить в сосуд- банка с водой.
Детям, получающим крахмал, напоминаю, что протёртый картофель нужно несколько раз промыть водой, пока вода после промывки не будет прозрачной, полученный крахмал переложить таким же слоем на бумагу, подстелив под неё ткань и сушить на воздухе, перемешивая (3-4часа, пока не станет совершенно белым.
Ведущая: Молодцы! Вы справились с заданием, теперь помойте руки и уберите свои рабочие места.
Ведущая: Сейчас мы с Золушкой проведём опыт с крахмалом.
Ведущая: Как вы думаете, что произойдёт, если залить крахмал холодной водой?
А) заливаю крахмал холодной водой, помешиваю.
В холодной воде крахмал не растворяется, оседает на дно стакана.
Б) теперь крахмал залью горячей водой, размешиваю.
В горячей воде крахмал заваривается, поэтому его используют для приготовления киселей, муссов.
Молодцы ребятишки, вот мы с вами потрудились.
1 ребё нок: У нас была рассада
Мы посадили всё как надо
Поровнее и не густо.
Посадили мы картошку
Пусть растёт она у нас.
2 ребё нок: Самой крупной и хорошей
Кто ни взглянет-скажет всякий,
Что картошка всем на диво
И богата и красива.
3 ребё нок: Чтоб росла и разрасталась
Чудным соком наливалась
Вся картошечка у нас.
4 ребё нок: Я картошка так скромна
Слова не сказал
Но картошка всем нужна
И большим и малым.
5 ребё нок: Я картошка-загляденье,
Я картошка-объеденье.
Крахмалиста, да развариста
Без меня нет-нет
Не получится обед.
Ведущая: Ну что, ребята, я согласна, что картофель питателен, полезен, легко усваивается, очень вкусен.
«Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал».
А теперь нужно поставить растения на самое лучшее место. Найдите его.
(дети советуются друг с другом)
Дети: Ящички с рассадой нужно ставить поближе к солнечному свету.
Ведущая: Вы, правильно определили место, теперь наша задача состоит в том, чтобы не забывать поливать растения и наблюдать за их ростом.
А теперь уважаемые гости и вы ребятишки давайте вспомним и назовём, какие блюда можно приготовить из картофеля. За самый оригинальный ответ - фишка.
(всем отвечающим. Золушка вручает фишки, по окончании конкурса победителю вручаю приз- поделка из картофеля)
Ведущая: Молодцы! Много блюд назвали. А вообще из картофеля можно приготовить около 700 различных блюд.
Ну, а сейчас, самое время спеть песню про картошку.
Песня
«Здравствуй, милая картошка!
Низко бьём тебе челом
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём.
Ах, картошка, объеденье!
Всех людей ты идеал
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал».
(по окончании песни раздаётся стук в дверь, входит повар)
«Нет ничего вкусней картошки в мире,
Поджаренной, печённой в кожуре,
Варённой по-военному-в «мундире»
И просто по-домашнему пюре.
(приносит блюда из картошки, вручает Золушке, она благодарит и приглашает всех к столу, уходит, дети вручают гостям рецепты блюд.