Барашева Куренкова Алёна
Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с Ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в Российской Федерации.
Публикация «Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ» размещена в разделах
Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.
Цель системы ранней помощи : оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи:
1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Принципы ранней помощи :
– гуманизм;
– личностно-ориентированный подход к ребёнку;
– учёт индивидуальных потребностей каждого ребёнка;
– учёт новообразований и ведущей деятельности возраста;
– раннее выявление и коррекция отклонений в развитии;
– добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;
– развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей) : мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;
– индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.
Ведущими направлениями деятельности системы ранней помощи ДОУ являются :
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2. Коррекционно-развивающее направление:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
3. Информационно-методическое направление:
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
4. Организационное направление
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 4,5 до 7 лет, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Формы работы в ДОУ:
• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
• Консультирование родителей:
- информационная помощь семье;
- психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;
- педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
• Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.
Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство) :
– максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
– преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
– предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
– максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
– для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Платоновский детский (далее ДОУ) сад свою деятельность осуществляют такие специалисты как педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
На сегодняшний день разработана система мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ существует подход, соответствующий его умениям, несмотря на имеющееся нарушение.
В рамках вариативного образования в ДОУ создан Консультативный Центр, направленный на предоставление методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов, в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
Целью работы Центра является обеспечение прав родителей (законных представителей) обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Основные задачи Центра:
– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
– диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;
– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
– разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.
Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:
– просвещение родителей (законных представителей) – информирование, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребёнку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
– консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций (в том числе с помощью электронных интернет-ресурсов);
– проведение лекториев, тренингов, бесед, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей);
– коррекционно-развивающая работа для детей.
Работа с родителями (законными представителями) и детьми проводится в различных формах:
– групповых;
– подгрупповых;
– индивидуальных.
Индивидуальная работа с детьми организуется по рекомендациям специалистов с согласия и в присутствии родителей (законных представителей). Для проведения групповых и подгрупповых занятий в Центре формируются детско-родительские группы, детские группы, родительские группы.
В ДОУ осуществляет свою психолого-педагогическую деятельность Центр игровой поддержки ребёнка (далее ЦИПР, который способствует всестороннему развитию ребёнка от 1 до 3-х лет на основе современных методов организации игры.
Целью ЦИПР является:
- адаптация детей к условиям ДОУ;
- развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;
- обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития ребенка;
- социализация детей в обществе;
-оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Работа с детьми осуществляется в форме игр, упражнений, игр – занятий, развлечений, праздников.
Основные направления:
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
- Развитие представлений об окружающем мире;
- Развитие речи;
-Развитие элементарных математических представлений и - способностей;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие сенсорных ощущений;
- Развитие двигательной активности;
- Развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия включают:
- Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.
- Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.
- Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.
- Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук.
- Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.
Доступная среда.
Среди воспитанников МБДОУ Платоновского детского сада и филиалов есть дети с ОВЗ и инвалиды. В ДОУ разработаны: «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья». Коррекционно-развивающая работа проводится всеми воспитателями и специалистами ДОУ. В штате сотрудников имеются педагог-психолог и учитель-логопед, имеющие соответствующее образование. Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, прошли курсы повышения квалификации.
С целью выявления особых образовательных потребностей детей в ДОУ организована деятельность Психолого-педагогического консилиума (ППк) в рамках которого осуществляется система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса. Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов в системе сопровождения «специалист-ребенок-родитель-специалист».
Цель ППк – обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья. ППк информирует родителей об условиях психолого-педагогического обследования и сопровождения специалистами ППк.
Деятельность консилиума ДОУ заключается:
– в постановке психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
– консультации родителей (законных представителей) воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, а также организации психологической помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями;
– в подготовке документов на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью подтверждения возможных проблем в обучении и развитии, определения адекватной формы обучения, в также в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребёнка.
Условия охраны здоровья воспитанников
В ДОУ есть специально оборудованные кабинеты, объекты для проведения занятий, объекты для занятия спортом, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности, в условиях которых осуществляется инклюзивное образование. В группах комбинированной направленности оборудованы речевые уголки, которые содержат необходимые пособия, игры, дидактические средства для коррекции и автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями.
Для организации оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ функционируют кабинет учителя-логопеда и кабинет педагога-психолога, оснащенные необходимым оборудованием, материалами и пособиями. Кабинет учителя-логопеда оборудован пособиями для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятий с детьми, в том числе, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Кабинет педагога-психолога используется для проведения диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.
В ДОУ имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимыми пособиями: набором приставных досок и лестниц, скамеек, мягкими модулями, дугами для подлезания, обручами и другим оборудованием, которое с успехом используется в работе с детьми.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание ДОУ
Входная площадка ДОУ оборудована звонком при входе, вывеской с названием организации, планом здания. При необходимости имеется возможность оказания помощи инвалиду или лицу с ОВЗ со стороны сотрудников ДОУ. Все сотрудники регулярно проходят инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг.
Специальные условия питания
В ДОУ организовано четырехразовое сбалансированное питание детей. Родители детей-инвалидов освобождены от родительской платы за присмотр и уход за детьми. Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное четырехразовое питание.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для проведения образовательной деятельности с детьми применяется мультимедийное оборудование, имеются электронные обучающие презентации. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится подбор и разработка учебных материалов в печатной и электронной формах, адаптированных к ограничениям их здоровья
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.