Папки-передвижки

Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ

Барашева Куренкова Алёна
Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с Ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в Российской Федерации.

Публикация «Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ» размещена в разделах

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Цель системы ранней помощи : оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи:

1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.

4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Принципы ранней помощи :

– гуманизм;

– личностно-ориентированный подход к ребёнку;

– учёт индивидуальных потребностей каждого ребёнка;

– учёт новообразований и ведущей деятельности возраста;

раннее выявление и коррекция отклонений в развитии;

– добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;

– развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей) : мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;

индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.

Ведущими направлениями деятельности системы ранней помощи ДОУ являются :

1. Консультативно – диагностическое направление:

• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

• консультирование родителей по вопросам;

• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.

2. Коррекционно-развивающее направление:

• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;

3. Информационно-методическое направление:

• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.

• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;

• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).

4. Организационное направление

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 4,5 до 7 лет, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

• коррекционных занятий, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;

• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Формы работы в ДОУ:

• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.

• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.

Консультирование родителей:

- информационная помощь семье;

- психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

- педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

• Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство) :

– максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;

– преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

– предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;

– максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;

– для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Платоновский детский (далее ДОУ) сад свою деятельность осуществляют такие специалисты как педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

На сегодняшний день разработана система мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ существует подход, соответствующий его умениям, несмотря на имеющееся нарушение.

В рамках вариативного образования в ДОУ создан Консультативный Центр, направленный на предоставление методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов, в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

Целью работы Центра является обеспечение прав родителей (законных представителей) обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Основные задачи Центра:

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

– диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;

– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

– оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

– разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.

Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:

– просвещение родителей (законных представителей) – информирование, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребёнку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

– консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций (в том числе с помощью электронных интернет-ресурсов);

– проведение лекториев, тренингов, бесед, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей);

– коррекционно-развивающая работа для детей.

Работа с родителями (законными представителями) и детьми проводится в различных формах:

– групповых;

– подгрупповых;

– индивидуальных.

Индивидуальная работа с детьми организуется по рекомендациям специалистов с согласия и в присутствии родителей (законных представителей). Для проведения групповых и подгрупповых занятий в Центре формируются детско-родительские группы, детские группы, родительские группы.

В ДОУ осуществляет свою психолого-педагогическую деятельность Центр игровой поддержки ребёнка (далее ЦИПР, который способствует всестороннему развитию ребёнка от 1 до 3-х лет на основе современных методов организации игры.

Целью ЦИПР является:

- адаптация детей к условиям ДОУ;

- развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;

- обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития ребенка;

- социализация детей в обществе;

-оказание психолого-педагогической помощи родителям;

- гармонизация детско-родительских отношений.

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работа с детьми осуществляется в форме игр, упражнений, игр – занятий, развлечений, праздников.

Основные направления:

- Развитие познавательных способностей;

- Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

- Развитие представлений об окружающем мире;

- Развитие речи;

-Развитие элементарных математических представлений и - способностей;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие творческих способностей;

- Развитие сенсорных ощущений;

- Развитие двигательной активности;

- Развитие музыкального слуха и ритма.

Занятия включают:

- Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.

- Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.

- Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.

- Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование)помогают развивать мелкую моторику кистей рук.

- Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.

Доступная среда.

Среди воспитанников МБДОУ Платоновского детского сада и филиалов есть дети с ОВЗ и инвалиды. В ДОУ разработаны: «Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья». Коррекционно-развивающая работа проводится всеми воспитателями и специалистами ДОУ. В штате сотрудников имеются педагог-психолог и учитель-логопед, имеющие соответствующее образование. Педагоги, работающие в группах комбинированной направленности, прошли курсы повышения квалификации.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей в ДОУ организована деятельность Психолого-педагогического консилиума (ППк) в рамках которого осуществляется система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса. Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов в системе сопровождения «специалист-ребенок-родитель-специалист».

Цель ППк – обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья. ППк информирует родителей об условиях психолого-педагогического обследования и сопровождения специалистами ППк.

Деятельность консилиума ДОУ заключается:

– в постановке психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;

– консультации родителей (законных представителей) воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, а также организации психологической помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями;

– в подготовке документов на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью подтверждения возможных проблем в обучении и развитии, определения адекватной формы обучения, в также в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребёнка.

Условия охраны здоровья воспитанников

В ДОУ есть специально оборудованные кабинеты, объекты для проведения занятий, объекты для занятия спортом, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности, в условиях которых осуществляется инклюзивное образование. В группах комбинированной направленности оборудованы речевые уголки, которые содержат необходимые пособия, игры, дидактические средства для коррекции и автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями.

Для организации оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ функционируют кабинет учителя-логопеда и кабинет педагога-психолога, оснащенные необходимым оборудованием, материалами и пособиями. Кабинет учителя-логопеда оборудован пособиями для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятий с детьми, в том числе, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Кабинет педагога-психолога используется для проведения диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.

В ДОУ имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимыми пособиями: набором приставных досок и лестниц, скамеек, мягкими модулями, дугами для подлезания, обручами и другим оборудованием, которое с успехом используется в работе с детьми.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание ДОУ

Входная площадка ДОУ оборудована звонком при входе, вывеской с названием организации, планом здания. При необходимости имеется возможность оказания помощи инвалиду или лицу с ОВЗ со стороны сотрудников ДОУ. Все сотрудники регулярно проходят инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг.

Специальные условия питания

В ДОУ организовано четырехразовое сбалансированное питание детей. Родители детей-инвалидов освобождены от родительской платы за присмотр и уход за детьми. Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное четырехразовое питание.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для проведения образовательной деятельности с детьми применяется мультимедийное оборудование, имеются электронные обучающие презентации. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится подбор и разработка учебных материалов в печатной и электронной формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Публикации по теме:

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В последний день зимних каникул в гости к воспитанникам отделения помощи, семье,.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Хозяюшка» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Хозяюшка» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В нашем центре прошло увлекательное конкурсно – игровое мероприятие «Хозяюшка» под руководством воспитателя.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Знакомить детей.

Фотоотчет «Всероссийский День правовой помощи детям»Фотоотчет «Всероссийский День правовой помощи детям» Всероссийский День правовой помощи детям 18 ноября 2022 года в МДОАУ №4 в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, с целью создания.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 16:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидам в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Барашева Куренкова Алёна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД