Оксана Радионова
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп
▼ Скачать + Заказать документы
Проект модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп.
Составила Радионова Оксана Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ ЦР ДС «Сказка», г. Черногорск
Актуальность темы
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.
Публикация «Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп» размещена в разделах
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Судьба таких детей, их личностное и речевое развитие, адаптация в обществе зависят от качества профилактической и коррекционной работы.
Цель
Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Задачи
1. Создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов;
2. Способствовать творческому росту педагогов с целью повышения педагогического мастерства;
3. Формировать у специалистов ДОУ информационную готовность к работе с детьми-логопатами;
4. Создать оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива.
Тип проекта
1. Практико-ориентированный;
2. Групповой (для старшей и подготовительной групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи);
3. Долгосрочный (на 2 учебных года).
Участники проекта
1. Учитель – логопед;
2. Воспитатели логопедических групп;
3. Педагог по изодеятельности;
4. Спортинструктор;
5. Психолог;
6. Музыкальный руководитель;
7. Родители.
Ожидаемый результат
1. Высокий уровень профессионализма в вопросах коррекционной педагогики;
2. Повышение качества работы учителя – логопеда и специалистов, работающих на логопедической группе;
3. Повышение результативности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Проблема
«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»
«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»
Практическая значимость
Работа над проектом велась на протяжении 2 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического исследования речи детей.
Этапы реализации проекта
І. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)
Цель: Углубленное изучение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, всеми специалистами ДОУ.
Составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы. Обозначение проблемы коррекционной работы.
Формы работы:
1. Заседание ПМПк:
«Утверждение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения»
2. Консультации для педагогов:
«Структура коррекционной работы воспитателя логопедической группы»
3. Мини-педсовет:
«Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку»
ІІ. Основной этап (декабрь-апрель)
Цель: Распределение различных видов деятельности между специалистам ДОУ. Создание оптимальных условий для проведения коррекции речи детей.
Формы работы:
1. Консультации для педагогов:
«Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи»
«Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи»
«Воспитание правильной речи через художественные образы»
«Использование средств логопедической ритмики на коррекционно-развивающих, физкультурных и музыкальных занятиях в группах для детей с ОНР»
2. Индивидуальные консультации со специалистами ДОУ в рабочем порядке
3. Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»
4. Семинары – практикумы:
«Роль лексической темы при составлении перспективного плана узкими специалистами»
«Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»
5. Заседание ПМПк :
«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»
6. Родительские собрания с показом фрагментов групповых или индивидуальных занятий»
(октябрь, январь, май)
7. Консультации для родителей
«Воспитание навыков правильного звукопроизношения»
8. Речевые праздники для родителей
«Умники и умницы»
«Звёздный час»
«Приходите нас послушать»
9. Тематические выставки для родителей
«Читаем детям»
«Родителям будущих первоклассников»
10. Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом
ІІІ. Заключительный этап.
Цель: Дать качественную оценку результатов проведения логопедического воздействия. Отметить характер участия каждого педагога в коррекционно-образовательном процессе.
Формы работы:
1. Заседание ПМПк:
«Итоги коррекционно-развивающего процесса с детьми подготовительной логопедической группы»
2. Заседание круглого стола :
«Пути совершенствования совместной работы специалистов логопедической группы»
Развивающая среда
Материально – техническая база
1. Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, СД – диски.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сюжетные картинки и картины, настольно - печатные игры, кубики Зайцева, кассы букв, магнитная доска, игрушки.
Методическое обеспечение
1. Мультимедийные презентации комплекса артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз;
2. Музыкальные упражнения для развития голоса, мимической мускулатуры;
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.
Эффективность работы по взаимодействию специалистов логопедических групп
Как видно из диаграммы 1 у 15 детей старшей логопедической группы низкий уровень речевого развития составлял 77%, средний 23%, высокий уровень отсутствовал.
Диаграмма 2 показывает, что к концу первого года обучения низкий уровень развития речи уменьшился до 56%, а средний вырос до 43%
Диаграмма 3 показывает, что к середине учебного года в подготовительной группе повышается уровень показаний речевого развития. С низким уровнем речи остаётся 1 ребёнок, что составляет 7%. Появляется высокий уровень развития речи, что составляет 28%. У 65% средний уровень развития речи.
Диаграмма 4 показывает, что к концу обучения, при выпуске в школу,
вырос высокий процент развития речи до 49%. Средний уровень развития речи составил 51%. Низкий уровень развития речи отсутствует.
Следовательно, совместная работа специалистов ДОУ и родителей воспитанников логопедической группы дала эффективный результат.