Лилия Дорофеева
Мобильный логопедический уголок «Игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предупреждения и исправления речевых нарушений у детей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) развивающей предметно-пространственной среды группы. Но опыт работы в детском саду, не имеющем в своем составе специальных логопедических групп, показал, что педагоги не уделяют должного внимания организации речевого центра в своих группах или их наполняемость не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению. Немало важным является ограниченность свободного пространства в группах ДОО. Поэтому возникла необходимость создания компактного, но в тоже время достаточно объёмного по содержанию методического пособия. Мобильный логопедический уголок «Игротека» предназначен для индивидуальной работы педагогов (воспитателей, учителей-логопедов) с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2019
Использование мобильного логопедического уголка «Игротека» помогает решать следующие задачи:
• Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произнесения наиболее ча-сто нарушаемых согласных звуков;
• Овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики;
• Отработка правильного звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
• Развитие фонематического слуха: восприятие, представление, анализ и синтез;
• Освоение принципов грамматического строя языка в играх;
• Развитие связной речи;
• Развитие логического мышления, внимания.
Мобильный логопедический уголок «Игротека» — может стать частью развивающей пред-метно-пространственной среды группы, что позволит педагогу максимально наглядно и ин-тересно заниматься развитием речи детей.
Содержательная часть:
Мобильный логопедический уголок «Игротека» представляет собой компактный чемодан-чик, который разворачивается в большой коврик с 4 рабочими полями и зеркалом в середине коврика. Каждое поле предназначено для достижения определённых целей с помощью раз-личных игр и упражнений. Также прилагается методическое сопровождение для данного пособия. «Игротека может постоянно пополняться педагогами картинным материалом.
Поле 1.
Цель: выработка качественных движений органов артикуляции для точного, правильного произношения звуков речи, развитие речевого дыхания.
Наполняемость поля:
1. Упражнения для развития речевого дыхания:
«Ласточки»
Цель: развитие плавного, длительного, направленного выдоха.
Оборудование: вырезанные из картона силуэты птиц на ниточках.
Ход упражнения: Ребёнку предлагают подуть на птичек так, чтобы они стали двигаться (ле-тать). Педагог следит, чтобы выдох был плавным, длительным, не надувая щёк.
«Самолётики»
Цель: научить детей дуть плавно, длительно, спокойно, не надувая щёк; закрепление гру-добрюшного типа дыхания.
Оборудование: небольшие самолётики из картона на ниточках, прикреплённые к облачкам.
Ход упражнения: ребёнок держит облачко так, чтобы самолётики находились на уровне рта ребёнка. Ребёнок делает вдох и плавный выдох, тем самым приводя в движение самолётики. Педагог следит, чтобы выдох был плавным, длительным, не надувая щёк.
«Вертушки»
Цель: отработка плавного, длительного, непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: вертушка с летающей тарелкой, вертушка с бабочкой.
Ход упражнения: ребёнку предлагают подуть на предмет в центре вертушки 2-3 раза, так чтобы предмет стал крутиться. Затем необходимо предложить ребёнку немного передохнуть и повторить упражнение. Педагог следит, чтобы вертушка находилась напротив губ на рас-стоянии 5-7 см., выдох был плавным, длительным, не надувая щёк.
«Моторчики»
Цель: отработка плавного, длительного, непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: вертушки-моторчики разной величины - 3 штуки.
Ход упражнения: ребёнку предлагают взять вертушку – моторчик за ниточки двумя руками так, чтобы с каждой стороны рука ребёнка отступала от неё 5-7 см, нитка была натянута, а сам моторчик находилась напротив губ на расстоянии 5-7 см. Затем дуем на моторчик, чтобы он завёлся (закрутился) 2-3 раза. Затем отдохнуть и повторить упражнение. Педагог следит, чтобы выдох был плавным, длительным, не надувая щёк.
2. Артикуляционная гимнастика в считалках «Весёлый динозаврик»
(автор Куликовская Т. А.)
Цель: развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [р]/[р'], [ш]/[ж]
Оборудование: 10 карточек с упражнениями – считалками и описанием для педагога, реко-мендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
Ребёнок должен выполнять движения перед зеркалом, чётко следуя инструкции педагога.
Педагог зачитывает считалку, ребёнок выполняет действия.
Описание упражнения для педагога представлены в нижней части картинки.
Содержание считалки Описание упражнения для педагога
Раз – скорее улыбнись.
Два – язык опустим вниз.
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать. Широко улыбнуться, растягивая губы.
Рот открыт. Тянуться высунутым языком к подбородку.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу.
Широко открыть рот и закрыть его.
Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.
Держать рот широко открытым. Стучать языком по нёбу (верхним резцам, произнося «д-д-д».
Держать рот широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком. Тянуть подъязычную связку.
Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперё д-назад по верхней губе: «Бл-бл-бл»
Рот закрыт. Язык спокойно лежит во рту.
3. Дидактическая игра «Остров сокровищ»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляци-онного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для пра-вильного произнесения различных звуков.
Оборудование: картинки с изображением артикуляционных упражнений: «Дудочка», «Гор-ка», «Индюк», «Чашечка», «Иголочка», «Качели», «Грибочек», «Часики», «Дятел», «Поймай мышку», «Заборчик», «Маляр», «Гармошка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», 4 карты – схемы поиска сокровищ, 4 карточки с комплексами упражне-ний на группы звуков, фишки с кармашками в виде крабика (4 шт, ракушки (3 шт) и мор-ской звезды (3 шт, игровое поле (на развороте поля 1).
Условия игры: Педагог заранее отбирает картинки для проведения артикуляционной гимна-стики в соответствии с выбранным комплексом упражнений и вставляет их в кармашки фи-шек. Расставляет фишки по полю. Затем предлагает ребёнку собрать все сокровища на ост-рове, следуя карте (1,2,3,4) и выполнить гимнастику для языка.
Рекомендации по выполнению упражнений:
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Удерживать его в таком положе-нии под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
«Почистим зубки» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почи-стить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю гу-бу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Горка» - Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
«Часики» - язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.
«Поймай мышку» - губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения ши-роким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом под-нять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.
«Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сде-лать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».
«Маляр» - улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.
«Дятел» - рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
«Иголочка» - открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.
Комплексы упражнений:
Комплекс упражнений для свистящих звуков ([с]/[с'], [з]/[з'], [ц]) : «Заборчик», «Дудочка», «Лопаточка», «Горка», «Иголочка», «Почистим зубки», «Часики».
Комплекс упражнений для шипящих звуков ([ш]/[ж], [щ], [ч']) : «Дудочка», «Чашечка», «Грибочек», «Заборчик», «Маляр», «Гармошка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Лошад-ка».
Комплекс упражнений для звуков [р]/[р'], [л]/[л'] : «Чашечка», «Грибочек», «Маляр», «Гармошка», «Лопаточка», «Лошадка», «Индюк», «Качели», «Дятел», «Поймай мышку».
Поле 2. (рис)
Цель: автоматизация правильного звукопроизношения в слогах, словах и словосочетаниях свистящих, шипящих и соноров [р]/[р'], [л]/[л'].
Наполняемость поля:
1. Наборы предметных картинок для игр:
на автоматизацию звуков в разной позиции:
[с] / [с'] – сыр, сок, санки, собака, бусы, носок, капуста, доска, нос, кактус, глобус, автобус, свисток, соска, насос / семечки, серьги, сердечки, семь, письмо, косички, василёк, велосипед, лось, гусь, рысь, карась.
[з] / [з'] – забор, Золушка, замок, зонт, ваза, коза, кукуруза, роза, звезда / зеркало, зебра, зефир, зима, корзина, гвоздик, узел, газета.
[ц] / [ч'] / [щ'] - цветок, цапля, цыплёнок, цепь, колодец, заяц, огурец, дворец, пуговицы, ку-рица, мельница, кольцо / Чебурашка, часы, чеснок, черепаха, свеча, сачок, девочка, кисточ-ки, грач, мяч, скрипач, кирпич / щётка, щит, щука, щенок, овощи, сокровище, ящик, клещи, плащ, клещ.
[ш] / [ж] – шары, шарф, шкатулка, шиповник, карандаши, груша, лошадка, неваляшка, лан-дыш, камыш, мышь, малыш, шашки, шашлык / жук, жилет, желудь, жираф, снежинка, кры-жовник, медвежонок, пирожное.
[р] / [р'] – рак, радуга, радио, рыба, помидор, мухомор, веер, комар, трамвай, ведро, трава, дрова, горох, перо, крот, гитара, пирамидка / резинки, рябина, репа, рюкзак, приведение, ве-рёвка, дерево, аквариум, сухарь, дверь, фонарь, снегирь.
[л] / [л'] – лук, Лунтик, лопата, лодка, яблоко, молоток, белка, колобок, стул, дятел, ангел, богомол / лимон, люстра, лес, лебедь, валик, коляска, пылесос, слива, шмель, медаль, моль, соль
с изображением букв: «С», «З», «Ч», «Щ», «Ц», «Р», «Л», «Ш», «Ж»
с изображением героев, для создания игрового сюжета : Змейка, Насосик, Тигрёнок, Де-вочка-певица, Воробей, Цыплёнок, Комарик, Пчёлка
2. Игровое поле для игры «Музыкальный номер».
Цель игры: автоматизация звуков [с] / [с'] ([з] / [з'], [ц] / [ч'] / [щ'], [ш] / [ж], [р] / [р'], [л] / [л']) в слогах с использованием различного ритмического рисунка.
Дополнительное оборудование: Змейка ([ш]/[щ], Насосик ([с] / [с'], Тигрёнок ([р] / [р'], Де-вочка-певица ([л] / [л'], Воробей ([ч'], Цыплёнок ([ц]), Комарик ([з] / [з'], Пчёлка ([ж]).
Ход игры: педагог выбирает одного героя, в зависимости от отрабатываемого звука. Предла-гает ребёнку вместе с героем спеть песенку с его любимым звуком. Указывая или шагая пальчиками по кружочкам, произносим заданный слог, соблюдая ритмический рисунок пе-сенки (схемы).
На примере звука [ш] : «Познакомься - это Змейка. Она очень любит петь песни со звуком [ш]. Попробуем вместе со Змейкой спеть песенку со слогом «ША». Послушай». Педагог сна-чала даёт образец, затем ребёнок повторяет. Варианты ритмических рисунков: «ША, ША, ША, ША», «ША-ША, ША-ША, ША-ША», «ША, ША-ША, ША, ША-ША», «ША-ША, ША, ША-ША-ША».
В дальнейшем ребёнок самостоятельно «поёт» песенку с заданным слогом.
Варианты слогов : ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ, АША, ОШО, УШУ, ИШИ, ЭШЕ, ШАШ, ШОШ, ШУШ, ШИШ, ШЕШ и т. д.
Следует помнить, что звонкие согласные [ж], [з] / [з'] в обратных слогах не отрабатываются.
3. Игровое поле для игры «Казаки - разбойники».
Цель игры: автоматизация звуков [с] / [с'] ([з] / [з'], [ц] / [ч'] / [щ'], [ш] / [ж], [р] / [р'], [л] / [л']) в словах.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: педагог отбирает из набора картинки с отрабатываемым звуком, учитывая после-довательность автоматизации звуков в словах.
Вариант 1: педагог раскладывает картинки по полю и предлагает ребёнку пройти путь, сле-дуя стрелочкам-указателям, называя слова. При этом, педагог даёт установку на правильное проговаривание нужного звука. Можно усложнить задание: ребёнок называет направление, куда он дальше будет двигаться. Например: Я иду вверх к шарам и т. д.
Вариант 2: педагог даёт картинки ребёнку и предлагает ему заполнить поле, следуя стрелоч-кам – указателям, при этом чётко проговаривая заданный звук. Можно усложнить задание: ребёнок называет направление, куда он дальше будет класть картинку. Например: Я кладу шары над шкатулкой и т. д.
4. Игровое поле для игры «Воздушный змей».
Цель игры: автоматизация звуков [с] / [с'] ([з] / [з'], [ц] / [ч'] / [щ'], [ш] / [ж], [р] / [р'], [л] / [л']) в словах.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: педагог отбирает из набора картинки с отрабатываемым звуком, учитывая после-довательность автоматизации звуков в словах. Затем педагог предлагает ребёнку запустить в небо вместе с воздушным змеем несколько предметов. Ребёнок берёт картинку, называет, чётко проговаривая отрабатываемый звук, и кладёт её на хвостик воздушного змея.
5. Игровое поле для игры «Домики».
Цель игры: дифференциация звуков [с]-[ш] ([з]-[ж], [ц]-[с], [щ']-[с'], [р]-[л], [л']-[р']).
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр, буквы или герои.
Ход игры: педагог отбирает из набора картинки с дифференцируемыми звуками, выбирает героев игры. Предлагает ребёнку разложить картинки с учётом любимого звука героя или названием дома (для читающих детей можно использовать буквы).
На примере дифференциации звуков [с]-[ш] : Берём героев Змейку и Насосик, предметные картинки из кармашков «[с] / [с']» и «[ш] / [ж]». Отбираем картинки: сыр, сок, санки, собака, бусы, носок, капуста, доска, нос, кактус, глобус, автобус, свисток, соска, насос и шары, шарф, шкатулка, шиповник, карандаши, груша, лошадка, неваляшка, ландыш, камыш, мышь, малыш, шашки, шашлык. Перемешиваем. Педагог: «В этих домиках живут Змейка и Насо-сик. Помоги им разобрать эти предметы. Змейка любит предметы в названии которых есть звук [ш], а Насосику нравятся предметы со звуком [с]». Ребёнок берёт по одной картинке, называет слово и определяет, какой звук есть в слове [с] или [ш]. Ребё нок: «Сыр – в этом слове есть звук [с]. Отдадим картинку Насосику» и т. д.
6. Игровое поле для игры «Парашюты».
Цель игры: автоматизация звуков [с] / [с'] ([з] / [з'], [ц] / [ч'] / [щ'], [ш] / [ж], [р] / [р'], [л] / [л']) в словах; отработка умения деления слова на слоги.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: педагог отбирает из набора картинки с отрабатываемым звуком. Предлагает ре-бёнку назвать слово, посчитать слоги в этом слове (прохлопать слоги) и разложить картинки под парашютами в соответствии с цифрами.
На примере автоматизации звука [р] : отбираем картинки рак, радуга, радио, рыба, помидор, мухомор, веер, комар, трамвай, ведро, трава, дрова, горох, перо, крот, гитара. Педагог: «Назови картинку и посчитай, сколько слогов в этом слоге. Положи картинку под нужным парашютом». Ребё нок: «Рак. Рак – в этом слове 1 слог (кладёт картинку под парашютом с цифрой 1). Радуга. Ра-ду-га – в этом слове 3 слога (кладёт под парашют с цифрой 3)» и т. д.
Поле 3. (рис)
Цель: развитие фонематического слуха.
Наполняемость поля:
1. Игра «Составь слово из звуков».
Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: 10 карточек с ребусами и отгадками на обороте карточки
o Жираф, утка, клоун (жук)
o Ракета, арбуз, крокодил (рак)
o Горох, ракушка, акула, дуб (град)
o Циркуль, игла, ролики, книги (цирк)
o Кукла, осьминог, стул, аист (коса)
o Муравей, учитель, конфеты, арбуз (мука)
o Гусеница, обезьяна, рак, ананас (гора)
o Шишка, аквариум, прищепка, кубик, аист (шапка)
o Роза, утёнок, часы, капля, апельсин (ручка)
o Горох, аквариум, расчёска, арбуз, жираф (гараж)
Ход игры: перед ребёнком поочерё дно выкладывают карточки с ребусами и дают инструк-цию: «Посмотри на картинки. Здесь спряталось новое слово. Чтобы его узнать, назови пер-вые звуки в этих словах и собери их в новое слово. В слове Жираф первый звук [ж], утка - [у], клоун - [к]. Получился ЖУК. А теперь ты реши следующий ребус». Если ребёнок за-трудняется в синтезе, то педагог ещё раз повторяет первые звуки и просит ребёнка послу-шать, что он произнёс (по звукам).
2. Игровое поле для игры «Подарки для гномиков»
Цель игры: дифференциация звуков [с]-[с'], ([з]-[з'], [р]-[р'], [л]-[л']).
Ход игры: педагог отбирает из набора картинки с дифференцируемыми звуками. Предлагает ребё нку подарить картинку гномикам: в голубой одежде – с твёрдым звуком, а в зелёной – с мягким. Для удобства можно придумать имена гномикам с учё том дифференцируемых зву-ков: Саня и Сёма, Захар и Зиновий, Рома и Ринат, Лука и Лев.
3. Игровое поле для игры «Курьер»
Цель: развитие фонематического анализа, отработка умения определять место звука в слове.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Рекомендации по отбору картинного материала: следует отбирать предметные картинки с правильно произносимым звуком. Если звук ребёнок произносит не правильно или звук от-сутствует в речи, такой картинный материал не подходит для игры с этим ребёнком.
Ход игры: педагог отбирает картинный материал на 1 звук. Предлагает ребёнку поработать курьером и доставить посылки по адресу. На каждом домике нарисованы схемы расположе-ния звука в слове (начало, середина, конец слова). Ребёнок берёт картинку и определяет ме-сто заданного звука в слове. Затем на автомобиле отвозит посылку к нужному домику.
На примере звука [л] : педагог отбирает картинки лук, лопата, лодка, яблоко, молоток, стул, дятел. Педагог: «Сегодня я предлагаю поработать курьером и доставить картинки – посылки заказчикам. Будь внимателен. Каждую посылку нужно привезти по нужному адресу. На каждом домике есть подсказки. У нас посылки, в названии которых есть звук [л]. Нужно определить место этого звука в слове, найти нужную схему на домике и довести посылку. В слове ЛУК звук [л] находится в начале слова. Эту посылку мы отвезём в красный домик. А теперь ты отвези остальные посылки».
Поле 4. (рис)
Цель: развитие грамматического строя, связной речи.
Наполняемость поля:
1. Игровые поля для игры «Грамматический лифт»
Цель: освоение принципов грамматического строя.
Рекомендации по отбору картинного материала: следует отбирать предметные картинки с правильно произносимым звуком. Если звук ребёнок произносит не правильно или звук от-сутствует в речи, такой картинный материал не подходит для игры с этим ребёнком.
Педагог предлагает ребёнку покататься на лифте. Ребёнок выбирает наиболее понравившуюся картинку, из предложенных педагогом, и побывать на каждом этаже.
Например: лимон.
Дом №1 «Цифровой»
Цель: обучение согласованию числительных с существительными.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: На каждом этаже живут цифры: 1, 3, 5,7. На первом этаже живёт цифра «1». У неё будет один лимон. Поднимаемся на 2 этаж. Здесь цифра «3». У неё будет три лимона и т. д.
Дом №2 «Цветовой»
Цель: обучение согласованию прилагательных с существительными.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: На каждом этаже живут карандаши: желтый, красный, коричневый, голубой. На первом этаже живёт жёлтый карандаш. Он покрасил наш лимон в жёлтый цвет. Получился жёлтый лимон. На втором этаже – красный карандаш. Будет красный лимон т. д.
Дом №3 «Падежный»
Цель: обучение склонению существительных по падежам (Р. п., В. п., Тв. п., П. п.)
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: На первом этаже живёт зайка. Он грустит потому, что у него нет. (лимона). На втором этаже живёт сова. Она рассматривает в лупу (лимон). На третьем этаже живёт мед-вежонок. Он отсылает письмо с… (лимоном). На четвёртом этаже живёт кот. Он говорит по телефону о (лимоне).
Дом №4 «Потеряшки»
Цель: обучение образованию притяжательных прилагательных от существительных.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: На первом этаже живёт белочка. Она потеряла лимон. Чей лимон? (беличий ли-мон). Аналогично: медвежий, лисий, ежовый лимон.
Дом №5 «Волшебный»
Цель: обучение словообразованию с помощью суффиксов -ИК-, -К-, -ОЧК-, -УШК-/-ЮШК-, -ИШК-, -ОНК-/-ЕНК-, -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ИЩ-, а также образованию формы существительного во мн. ч Р. п.
Дополнительное оборудование: наборы предметных картинок для игр.
Ход игры: На первом этаже один человечек. У него будет один (лимон). На втором – много человечков. У них будет много (лимонов). На третьем этаже живёт великан. У него будет огромный (лимонище). На четвёртом этаже – лилипут. У него будет маленький (лимончик).
2. Алгоритм для составления описательного рассказа о предмете.
Цель: обучение составлению описательного рассказа с опорой на алгоритм.
Ход упражнения: Сначала педагог объясняет значение каждого символа:
Знак «Вопрос» (что это) – нужно назвать сам предмет и к какой группе его можно отнести (фрукты, дикие животные, транспорт и т. д. ;
Цвет - назвать цвет предмета;
Размер – назвать, какой по размеру этот предмет;
Форма – назвать, на какую фигуру похож этот предмет;
Глаз – где этот предмет можно увидеть.
Пример рассказа описания: Это лимон. Это фрукт. Он жёлтого цвета, маленький, похож на овал. Лимон можно увидеть на дереве, в магазине.
Предполагаемый результат: интересные задания помогают ребятам лучше усвоить дидакти-ческий материал, отработать речевые навыки и умения.
Перечень используемой литературы:
Воробьёва Т. А., Воробьёва П. А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной мето-дике коррекции звукопроизношения.
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспи-тателей и родителей.
Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии.
Интернет ресурсы:
https://logods38.edumsko.ru/folders/post/1442594
https://antipova-ppds22.edumsko.ru/folders/post/1274570
https://1gruppa-roshds1.edumsko.ru/folders/post/684185
https://epanechnikova.76204skazka.edusite.ru/p31aa1.html