Анастасия Бирюкова
Многофункциональное логопедическое пособие «Солнышко и тучка».
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное логопедическое пособие «Солнышко и тучка».
Авторы:
1. Ежова Елена Сергеевна, учитель-логопед, стаж работы 10 лет.
2. Бирюкова Анастасия Александровна, воспитатель, стаж работы- 9лет, высшая квалификационная категория.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать как на занятиях логопеда, так и в работе воспитателя. Подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Публикация «Многофункциональное логопедическое пособие „Солнышко и тучка“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дождь, дождик, тучи
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Солнце, солнышко
- Солнце. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Игровое пособие направлено на развитие речевого дыхания, эмоциональной сферы; знакомство с предлогами, развитие пространственных представлений;
автоматизацию и дифференциацию звуков в словах; закрепление умения определять позицию звука в слове; совершенствование лексико-грамматических категорий речи.
«Дождик».
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Материал: изображение тучки с дождинками.
Описание: Взрослый дает инструкцию подуть на капельки дождя. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует.
«Настроение (эмоции)».
Цель: развивать выразительность движений, мимику; развивать способность узнавать различные эмоциональные состояния; учить согласовывать имя существительное с прилагательным.
Оборудование: солнышко, карточки с эмоциями, карточки-картинки домашних животных.
Описание: В центр солнышка поочередно закрепляются картинки-смайлики. а).Дети определяют настроение и выражают на своем лице. (Какое сегодня солнышко? (грустное, хмурое)
б).Дети называют эмоции животных. Солнышко хмурое и все домашние животные (лексическая тема) хмурые: хмурая кошка, хмурая корова….
«Прятки».
Цель: знакомство с предлогами, развитие пространственных представлений.
Материал: изображение тучки и солнышка.
Описание: Педагог перемещает изображения солнышки и тучки (солнышко спряталось за тучкой, солнышко выглянуло из-за тучки, солнышко над тучкой….; солнышко справа от тучки)
«Расскажи сказку».
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Материал: солнышко, картинки-цифры, сюжетные карточки-картинки.
Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку «Колобок» по картинкам (перед занятием сказку читает взрослый).
«Посчитай-ка».
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительным; закрепить знания цифр; закрепить умение счёта в пределах 7; развивать речь, память, мышление.
Материал: карточки с цифрами, карточки-картинки по лексическим темам.
Описание: Предложить ребенку сосчитать различные предметы (один мяч, 2 мяча…; одна полосатая зебра) соотнести с соответствующей цифрой. Логопеду, работая над автоматизацией определенного звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.
«Маляр».
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительным; закрепление умения обобщать; активизировать словарь по различным лексическим темам; закрепить знания цветов; развивать речь, память, мышление.
Материал: карточки-круги с цветами, карточки-картинки по лексическим темам («Обувь», «Одежда», «Транспорт», «Посуда», «Мебель»….)
Описание: Предложить ребенку «покрасить» различные предметы в разные цвета (красная машина, синяя машина).
«День рождения».
Цель: автоматизация звуков.
Материал: солнышко, карточки-круги с изображением персонажей (совы, мишки, жука, зайки, Зины, Ромы и Риты, Лунтика и Лисы); карточки со всеми группами звуков (свистящие, шипящие, соноры).
Описание: Перед ребенком выкладываются картинки и предлагается подобрать подарки для совы (только со звуком С) и подарки для мишки (только со звуком Ш). Изображение совы и мишки располагается в центре солнышка. Аналогично проводится игра со звуками СЬ, З,ЗЬ,Ж, Р,РЬ и Л,ЛЬ.
«Место звука в слове».
Цель: автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков в словах; развитие навыка звукового анализа (определение позиции звука в слове); закрепление знаний о гласных и согласных звуках; развитие зрительного и слухового внимание, памяти.
Материал: карточки-круги со схемами (место звука в слове: начало, середина, конец, предметные картинки.
Описание: В центр солнышка выставляется карточка- круг с изображением схемы (звук в начале слова). Дети подбирают все картинки, где звук находится в данной позиции. Отрабатываются сначала гласные, потом согласные звуки.
«Сколько слогов»
Цель: учить определять количество слогов в словах; развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Материал: карточки-круги со схемами «Количество слогов», предметные картинки.
Описание: В центр солнышка выставляется карточка- круг с изображением схемы количества слогов. Дети подбирают картинки по количеству слогов.
«Один-много».
Цель: обобщать знания детей по лексическим темам; закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных.
Материал: солнышко, карточки по лексическим темам в единственном и множественном числе.
Описание: Взрослый называет существительное в единственном числе, ребенок во множественном числе, выкладывает их парами на лучиках.
«Назови-ласково».
Цель: обобщать знания детей по лексическим темам; умение использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Материал: солнышко, карточки по лексическим темам.
Описание: Предлагается назвать выбранную картинку ласково.
«Кто чем питается?»
Цель: закрепить знания детей по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам; развивать способность анализировать; закреплять умение различать и называть животных.
Материал: карточки с изображением еды животных,карточки- изображения животных.
Описание: Взрослый раздаёт детям карточки-изображения животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят то, что кушают животные, выкладывают их парами на липучки.
«Мамы и малыши».
Цель: уточнение и расширение словаря по лексическим темам: «Домашние, дикие животные и их детеныши»; совершенствовать умение образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: карточки с изображениями домашних, диких животных и их детенышей.
Описание: Каждому детенышу ребенок находит маму, называет их, прикрепляет карточки на липучки парами.
У тигрицы -…тигрята,
У львицы. львята…
«Чья голова, чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -й- (-ий, -ья, -ье, -ьи, упражнение в словообразовании, закрепление представлений о домашних животных. развитие памяти, мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Материал: карточки-круги с изображениями домашними животными, части тела (голова, хвост).
Описание: Перед ребенком выкладываются картинки с изображением хвостов (голов) и изображения самих животных. Предлагается подобрать каждому животному хвост (голову) и проговорить (Это собачий хвост, собачья голова)
«Кто где живёт?»
Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;
научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные.
Оборудование: карточки с изображением диких, домашних животных, жилища животных.
Описание: У каждого ребенка карточка с изображение животного. На лучиках солнышка- изображения жилищ, необходимо разместить карточки парами.
Корова живёт – …в коровнике,
Собака – в….конуре (будке,
Лошадь – в …конюшне…
«Противоположности»
Цель: обогащать и активизировать словарь; формировать у детей умение придумывать слова – антонимы;
Оборудование: солнышко, карточки с антонимами.
Описание: Ребенку необходимо подобрать к каждой картинке пару с противоположным понятием и объяснить свой выбор.
«Твердые и мягкие», «Гласные, согласные»
Вариант 1. «Найти картинки, начинающиеся с твердого согласного».
Вариант 2. «Найди картинки, начинающие с мягкого согласного».
Вариант 3. «Найди домик для звука (определи первый звук: гласный, твердый или мягкий согласный)».
Вариант 4. «Найди домик для звука и место звука (начало, середина, конец)».
Цель: учить различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование: солнышко, карточки на звуки, карточки-домики (синие, зеленые, красные).
Описание:
Вариант 1,2. Ребенку необходимо определить первый звук в слове (мягкий или твердый) и подобрать домик нужного цвета, прикрепить на лучиках парами).
Вариант 3. Ребенку нужно определить первый звук в слове (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).
Вариант 4. Ребенку нужно определить место заданного звука, сказать какой звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).