Лучший педагог года

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный столик» (13 фото)

Марина Николаенко
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный столик»
▼ Скачать + Заказать документы

h3]Пескотерапия [/h3](sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете

Цели:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие связной речи;

- Развитие лексико-грамматической стороны речи;

- Обогащение словаря;

- Развитие фонетико-фонематической стороны речи;

- Развитие психических процессов;

- Развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Формирование умения сосредоточиться на решении определенной

Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Сказочный столик“» размещена в разделах

Задачи:

Оборудование:

-стол со стеклянной матовой поверхностью, -песок разного цвета, -камни (мелкие); -прозрачные листы с контурами форм (различной тематики) выполненные витражными красками, -картинки различной тематики; -буквы; -слоги; -фигурки сказочных животных.

Формы организации деятельности детей :

подгрупповое, индивидуальное занятие.

Время реализации пособия:

средняя, старшая, подготовительная группы.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Упражнения с песком, используемые мной на логопедических занятиях.

«Чувствительные ладошки»

(Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный столик»

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

Фото «Сказочный столик»

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной.

Расскажите о своих ощущениях.

• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

• Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

Многофункциональное дидактическое пособие - фото

• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Фото №1 Пескотерапия игра с песком как способ развития ребенка

• Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Фото №2 Формы организации деятельности детей подгрупповое индивидуальное занятие

• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

• Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

• Выложить фишками геометрическую фигуру.

• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.

• Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

• Песочницу можно использовать для нахождения животных,

Фото №3 Время реализации пособия средняя старшая подготовительная группы

предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

• Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.

• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Фото №4 Частичный перенос логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект нежели стандартные формы обучения

• Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Фото №5 Во первых усиливается желание ребёнка узнавать что то новое экспериментировать и работать самостоятельно

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАПИШИ БУКВУ, СЛОВО»

Цель: закрепление правильного написания букв (профилактика дисграфии, слов, развитие мелкой моторики.

Детям предлагаются задания: написать букву, преобразовать ее в другую, написать или «насыпать» слово и т. д.

Данная технология способствует развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирует коммуникативные навыки, развивает мелкую моторику рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние детей.

Фото №6 Во вторых в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта

• ИГРА "Деление слов на слоги"

осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»

Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с прилагательным,

развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия.

Выставляется картинка с изображением какого-либо предмета или предметов, детям предлагается назвать сначала цвет, потом существительное. Затем выкладывается на экран стола лист с контуром изображенного предмета. Дети должны найти нужный цвет песка и засыпать форму предмета.

(Как вариант – объединение двух упражнений в одно: детям предлагается назвать сначала числительное, затем прилагательное, затем существительное).

Фото №7 В третьих в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции восприятие внимание память мышление а главное для нас речь и моторика Фото №8 В четвёртых совершенствуется предметно игровая деятельность что способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка

h4]ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ» [/h4]

Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.

1) Поставить ориентиры и предложить ребенку пальчиком «пробежать змейкой» вокруг заданных ориентиров одновременно произнося автоматизируемый звук.

2) Ребенку предлагается поставить пальчик на начало «дорожки» и «пробежать» по ней, одновременно произнося автоматизируемый звук.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ЗВУК»

Цель: автоматизация звука в словах, нахождение места звука в слове.

На экран выкладываются картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Ребенку предлагается назвать картинки, четко произнося автоматизируемый звук и камешком определить место звука в слове.

Фото №9 Упражнения с песком используемые мной на логопедических занятиях

ЛОГОРИТМИКА С ПЕСКОМ.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка с пропеванием песенки.

• При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

• ИГРА "Деление слов на слоги"

осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

• ИГРА "Мой город".

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

• Упражнение "Песочный ветер"

(дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу

.

Фото №10 Чувствительные ладошки Т

• ИГРА «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

• Песочная аппликация.

Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

• «Археология».

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

• «Дорожки из песка».

Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

• Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

• ИГРА «Назови звук»

(Н. В. Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

• ИГРА «Найди друга»

(Н. В. Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение «Песочный дождик»

(Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

• ИГРА «Кто это был?»

(Р. Г. Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

• ИГРА «Какой звук лишний?»

- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)

- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?», а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:

- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)

- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)

- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)

- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

ИГРА «Эхо».

Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

- та-ка-па

- па-ка-та

- ка-на-па

- га-ба-да

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

ИГРА «Какой отличается?»

(Р. Г. Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

• Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

САМОАНАЛИЗ

Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снижается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формируется связная речь; обучаются чтению и письму.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.

Источники:

http://www.logoped.ru/kozilv01.htm

http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/peskoterapiya-v-logopedicheskoi-rabote

http://lastochka.mich-online.ru/?p=455

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Волшебство природы»Дидактическое пособие «Волшебство природы» Дидактическое пособие «Волшебство природы»Автор: Дубенцова Валерия Валериевна, учитель-логопед. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Игровое пособие «Теремок на новый лад»Игровое пособие «Теремок на новый лад» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный столик»
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 19:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный столик»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД