светлана горевая
Многофункциональная дидактическая игра «Говори правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Представленные дидактические игры соответствуют 5-ому изданию примерного программного содержания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой и требованиям ФГОС ДО.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Публикация «Многофункциональная дидактическая игра „Говори правильно“» размещена в разделах
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец
слова.
Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п., несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях,
выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Так же данные игры соответствую примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под реакцией Н. В. Нищевой, Санкт-Петербург, «Детство –Пресс» 2017, стр. 170-173.
1. Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель :
Закрепление умения находить заданный первый звук в слове.
Играть можно с воспитателем, самостоятельно, в группе детей.
Раздаются большие карточки с изображением гласного звука. Поочередно поднимаются перевернутые маленькие карточки. Ребенок называет изображение, определяет первый звук в слове и закрепляет на изображении соответствующего звука (букве).
Дополнение:
Определить количество слогов в слове;
Определить графический артикуляционный уклад первого звука.
Уточнить способ звукообразования.
2. «Чей дом?»
Цель:
Развитие умения согласовывать существительное с местоимением.
Играть можно с воспитателем, самостоятельно, в группе детей.
Раздаются большие карточки в виде домика с местоимением. Ребенок выбирает карточку (способы выбора карточки: поднять перевернутую, понравившуюся, по заданному описанию, отгадав загадку, по счету, жребий с кубиком и т. д.). прикрепляет ее в свободное окошко. Произносит словосочетание, согласовывая существительное с местоимением.
Дополнение:
Определить количество слогов в слове;
Развитие мелкой моторики.
3. «Волшебные час».
Цель:
Развитие умения согласовывать существительные мужского, женского и среднего рода с числительным, глаголом и прилагательным.
Играть можно с воспитателем, самостоятельно, в группе детей.
Ребенок выбирает карточки (способы выбора карточки: поднять перевернутую, понравившуюся, по заданному описанию, загадка, по счету, жребий с кубиком и т. д.). Установив стрелки часов, выполнить задание поставленное воспитателем, в соответствии с целями и задачами образовательной или коррекционной работы.
Дополнение:
Формировать умение употреблять существительные мужского, женского и среднего рода;
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по картинкам дополняя предложение недостающими словами;
Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.