Светлана Куликова
Многоцелевая дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Логосчет»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
При проведении индивидуальных логопедических занятий с детьми с ОНР важно, чтобы в процессе одной игры решалось большое количество задач, чтобы ребенок проявлял высокую речевую активность, были задействованы визуальные, слуховые и тактильные ощущения. Для этого я разработала многоцелевую дидактическую игру «Логосчет», которая позволяет интегрировать такие образовательные области как речевое и познавательное развитие и позволяет решать следующие задачи и цели.
Публикация «Многоцелевая дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста „Логосчет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
Цели: совершенствование грамматического строя речи, увеличение словаря и совершенствование процесса словообразования, развитие мелкой моторики, развитие общих психических процессов и словесно-логического мышления.
Задачи:
1. Учить и упражнять в использовании количественных числительных (от 1 до 10) с существительными
• в именительном падеже и косвенных падежах;
• женского, мужского и среднего родов;
• единственного и множественного числа.
2. Учить образовывать и упражнять в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
3. Автоматизировать поставленные звуки.
4. Закрепить умение прямого и обратного счета от 1 до 10.
5. Закрепить названия цветов.
6. Закрепить обозначение арабских цифр.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать умение определять свое настроение (рефлективность).
9. Учить сочетать речь с движением;
10. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
11. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Игра адресована логопедам, воспитателям, родителям и предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Оборудование: панно с разноцветными арабскими цифрами, расположенным в два ряда – внизу нечетные, сверху – четные. Рядом с каждой цифрой есть отверстие для шнурка. Разноцветные шнурки.
Предметные картинки подбираем в связи с поставленной задачей, согласно тематическому планированию.
Панно изготавливается из куска ДВП или фанеры, имеет прямоугольную форму и размеры 260*210 мм. В панно в два ряда просверливается 10 отверстий в шахматном порядке. Сверху панно оклеивается клеящей пленкой с обеих сторон. На лицевую поверхность под скотч крепятся вырезанные из картона арабские цифры. 1- оранжевого, 2 –синего, 3-черного, 4 желтого, 5-голубого, 6 –белого, 7 –серого, 8-зеленого, 9-коричневого, 10 - красного цвета.
Варианты игры.
1. Предметные картинки выбираются согласно тематическому планированию. Логопед предлагает рассмотреть их и отобрать предметы, которые обозначают определенное обобщающее понятие и посчитать их. Затем ребенок шнурует и считает выбранный предмет.
Например: Тема недели: овощи. Ребенок выбирает те предметные картинки, на которых изображены овощи – помидор, тыква (среди овощей, фруктов, продуктов)
Образец речевого сопровождения действий ребенка: один помидор, два помидора, три помидора…. Десять помидоров. Одна тыква, две тыквы…10 тыкв.
Предметные картинки по тематике недели нужно подбирать с учетом рода и звуков, которые автоматизирует ребенок.
2. Логопед предлагает рассмотреть предметные картинки и запомнить их. Ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну карточку, ребенок открывает глаза и отвечает, чего не стало. Затем начинает шнуровать.
Образец речевого сопровождения действий ребенка: нет одного ведра, нет двух ведер…. нет 10 ведер. Так отрабатывается использование существительного в родительном падеже.
Чтобы отработать дательный падеж предлагаю использовать слово «дал» и добавить карточку с изображением мальчика и (или) девочки.
Образец речевого сопровождения действий ребенка: дал ведро одному мальчику, дал ведро двум мальчикам…. Дал ведро десяти мальчикам. Дал ведро одной девочке, дал ведро двум девочкам, дал ведро десяти девочкам.
Для отработки использования винительного падежа предлагаю использовать слово «вижу».
Образец речевого сопровождения действий ребенка: вижу одно ведро, вижу два ведра…. вижу десять ведер.
3. Для усложнения добавляем цвет. Вижу одно красное ведро, вижу два синих ведра, вижу три черных ведра. т. д. Цвет добавляется в соответствии с цветом цифры.
4. В качестве дальнейшего усложнения просим посчитать с использованием обратного счета.
5. Счет без 3,4. (используется, если у ребенка отсутствует или искажено произношение звука Р’)
6. Для автоматизации звуков карточки подбираются с учетом присутствия звука в слове.
7. Разноцветные шнурки можно заранее соотнести с цветом с целью развития у ребенка способности к рефлексии. К примеру, желтый цвет - радости, зеленый - спокойствия, красный – тревоги, коричневый – грусти, черный -печали. Начиная игру, спросить о его настроении сегодня и предложить использовать определенный цвет шнурка. В конце упражнения поинтересоваться, изменилось ли у него настроение.