Получи документы

Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Арина Сергеева
Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Память является важным познавательным процессом, который лежит в основе развития и обучения и обеспечивает целостность и развитие личности. Активное развитие всех видов памяти ребенка происходит в дошкольном возрасте. Наша задача – педагогически грамотно способствовать этому развитию.

Методы исследования:

Публикация «Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

теоретические: анализ психолога–педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение

практические: создание наглядного пособия.

В теоретической части были рассмотрены вопросы: понятие мнемотехники, формирование памяти детей дошкольного возраста, влияние мнемотехники на развитие памяти и мышления детей дошкольного возраста. Практической значимость работы заключается в том, что была составлен тетрадь мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и четырёх параграфов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности формирования памяти детей дошкольного возраста в психолога–педагогической литературе

В психолога–педагогической литературе особое внимание уделяется аспектам формирования памяти у детей дошкольного возраста. При этом акцентируется на значимости активных образовательных игр, интересных заданий и повторения для укрепления нейронных связей.

Важно понимать, что дошкольный возраст – это период активного формирования всех основных функций мозга, включая память. В этот период формируются нейронные связи, ответственные за запоминание и воспроизведение информации, поэтому так важно использовать разнообразные методики и подходы для развития памяти ребенка.

Обучение через игру считается одним из самых эффективных способов развития памяти у детей. Игры помогают ребенку усваивать новую информацию в интересной и непринужденной форме. К тому же, игры стимулируют работу различных участков мозга, что способствует укреплению нейронных связей.

Повторение помогает закрепить информацию в памяти, делая ее доступной для быстрого вызова в будущем.

Особое внимание в психолога–педагогической литературе уделяется также вопросам поддержки и сохранения здоровья детей, в том числе и мозгового здоровья, что напрямую связано с развитием памяти.

Память — это сложный психический процесс, состоящих из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Как отмечает П. П. Блонский, память является важнейшей характеристикой психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественно–научный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все времена интересовала как ученых–естественников, врачей, психологов, так и философов [6, с. 92].

Как указывает О. М. Наумова, память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось [9, c.35].

Отечественными исследователями А. Н. Белоус, Л. Н. Житниковой, Н. В. Захарюты, Т. М. Капуновой, глубоко исследовался вопрос именно по освоению ребенком приемов запоминания. В своих работах они указывали, что память выступает одним из факторов формирования личности ребенка, его самооценки и становления самосознания, что она включена во все виды и уровни детской деятельности ребенка, и его взаимодействие с окружающим. Она влияет на личный опыт ребенка и является его основой [3, с 26].

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей [16, c.136].

Становление произвольных форм запоминания — это сложный процесс, который включает в себя развитие способности человека управлять своей памятью. Это означает, что человек может волей своей сознательно решить, какую информацию запомнить и как ее вспомнить.

Этот процесс включает в себя различные стратегии и методы, которые люди используют для управления своей памятью, включая повторение информации, создание ментальных карт или привязку новой информации к уже известным фактам.

Такое управление памятью не только помогает нам запоминать информацию, но и позволяет нам лучше понимать и использовать эту информацию в будущем. Это может быть особенно полезно в образовательных и профессиональных контекстах, где требуется активное использование памяти.

Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А. Н. Леонтьев. Он ведет речь о становлении высших форм запоминания. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим её формам, является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития. Так обстояли дела со становлением высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества. Обращаясь к законам развития форм запоминания в детском возрасте, А. Н. Леонтьев формулирует принцип «параллелограмма». Принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что «развитие высших человеческих форм памяти идет через развития запоминания с помощью внешних стимулов – знаков». Далее идет превращение внешних знаков в знаки внутренние. Происходит «вращение» знаков, вращивание внешних средств запоминания и превращение их во внутренние. Этот процесс связан глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. По словам А. Н. Леонтьева: кратко его можно было бы описать как процесс социализации поведения человека. Сущность этого процесса заключается в том, что на место памяти особого биологического свойства становится на высших этапах развития поведения сложная функциональная система психологических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память, то есть осуществляющая запоминание [12, c. 92].

Формирование произвольной памяти в дошкольном возрасте — это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя развитие способности ребенка контролировать и направлять свою память для выполнения различных задач и достижения разнообразных целей. Этот период в жизни ребенка очень важен, так как здесь закладываются основы для дальнейшего развития когнитивных способностей, включая память, внимание и мышление. В процессе формирования произвольной памяти ребенок учится запоминать информацию, организовывать ее и использовать в нужный момент. Это помогает ему лучше понимать мир вокруг, учиться новому и эффективно решать проблемы. Процесс формирования произвольной памяти в дошкольном возрасте включает подготовку памяти, упражнения на запоминание, развитие внимания, улучшение способности концентрироваться, и развитие навыков самоконтроля. Это все вместе помогает улучшить способность ребенка к обучению и адаптации в школе и в дальнейшей жизни.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием, вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности.

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической, что вполне можно объяснить накоплением жизненного опыта. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное запоминание. Это объясняется тем, что, взрослея, человек учится думать, рассуждать, отличать по тем или иным критериям нужную информацию от просто интересной. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучиванию, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Условием отнесения памяти к произвольной ставиться наличие мнемотехнической задачи. В произвольной памяти процессы воспроизведения и запоминания выступают как мнемотехнические, специальные. Постепенный переход к произвольному запоминанию и воспроизведению материала начинается со старшего дошкольного возраста. Психологическим признаком его формирования является стремление ребенка обнаружить и использовать логические связи в материале для его запоминания. В психолого–педагогической литературе имеется множество технологий и направлений развития произвольной памяти дошкольников. Однако большинство исследователей делает упор на использование в первую очередь игровой деятельности, как ведущей деятельности дошкольника. Технологии игровой деятельности также отличаются разнообразием, имея в основе рад общих элементов: игру, активное участие педагога, осознанность, постановку мнемотехнической задачи и др.

Особую роль в развитии памяти играет дошкольный возраст, т. к. именно на этом этапе закладывается фундамент знаний, умений и навыков, которые пополняются и развиваются в течении всей жизни. Об этом говорили Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, З. М. Истомина, В. С. Мухина и др.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем [11, с. 5].

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт : учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Старшие дошкольники недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Однако работ, касающихся развития произвольной памяти детей с помощью мнемотехник, крайне мало. Таким образом, на лицо противоречие между проблемой разработанности применения мнемотехнических средств для нормативно развивающихся детей и детей с задержкой психического развития. Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности рассматриваемой проблемы.

Таким образом, развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.

1.2 Мнемотехника как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Мнемотехника как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста обозначает применение различных методов и техник, направленных на улучшение памяти. Эти методы и техники могут быть очень разнообразны, включая визуальные ассоциации, ритмические и музыкальные упражнения, игры на запоминание и т. д. Основная цель применения этих методов – стимулировать и развивать память у детей старшего дошкольного возраста. Это особенно важно в этом возрасте, поскольку активное развитие памяти помогает улучшить обучаемость и усвоение новых знаний, что в дальнейшем положительно сказывается на успеваемости в школе.

Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [22, c.44].

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры [23, c.11].

Мнемоника (греч. «mnemonicon» — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания [4, c.5].

Мнемотехника – это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать, и воспроизводить необходимую информацию. Существует несколько мнемотехник, все они основаны на ассоциациях. Одна из техник предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать что–либо. Так, существует несколько вариантов мнемотехнических материалов, которые подходят для развития памяти детей дошкольного возраста : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Эта техника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой [8, c.6].

Также термин «мнемотехника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию [5, c.32].

Цель обучения с использованием приемов мнемотехники – развитие произвольной памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

Задачи мнемотехники относятся к различным методам и техникам, разработанным для улучшения и усиления памяти. Цель мнемотехники – помочь людям организовать свою память более эффективно, что в свою очередь улучшает их способность запоминать и вспоминать информацию. Применение этих методов и техник может варьироваться от простых упражнений для повышения концентрации до сложных стратегий, направленных на усиление долгосрочной памяти. Важно отметить, что эффективность мнемотехники может отличаться для каждого отдельного человека и зависит от многих факторов, включая индивидуальные особенности памяти и внимания.

Мнемотехника ставит перед собой следующие задачи:

- выработка у детей алгоритма обработки информации и формирование логических структур;

- организация проблемного обучения;

- указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы совсем затруднительно уяснить;

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

- формировать у детей навыки запоминания любой информации.

- развитие образной памяти детей, ее различных видов (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной);

- развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение);

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

- формировать у детей навыки запоминания любой информации [7, c.33].

Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники или выполнение упражнений по запоминанию позволит развить и другие способности, очень необходимые в обычной жизни.

Естественные ассоциации – это связи, реально существующие между воспринимаемыми объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами – это сигнал к запоминанию. Естественные ассоциации используются в следующих приемах запоминания [10, c.33].

Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по– разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно–графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно–схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками–квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа [11, c.24].

Совершенствование произвольной памяти у детей 5–6 лет связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности [21, c.84].

Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемотехники можно представить себе следующим образом:

1. Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т. п.).

2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим [23, c.18].

Работа с использованием приемов мнемотехники проходит в несколько этапов:

1. Проводится тестирование образной памяти детей.

2. На основании тестирования составляется перспективный план образовательной деятельности.

3. Непосредственно образовательная деятельность проводится в виде сюжетных композиций. Нагрузку желательно постепенно увеличивать, но так, чтобы дети успешно справлялись с решением задач. Однако задания должны быть такими, чтобы для их выполнения детям приходилось прилагать усилия. Слишком легкие упражнения быстро охладят интерес детей.

4. Проводится контрольное тестирование детей, выявляется результат работы.

Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Мнемотехнический способ позволяет запомнить бессвязные ряды слов, числа и даты, помогает в запоминании иностранных слов, терминов, правил, определений. Во владении доведенного до совершенства мнемотехникой заключается секрет успеха тех, кто, выступая с эстрады, поражает наше воображение демонстрацией резервов человеческой памяти. Мнемоника как основная часть тренированной памяти отнюдь не нова и не удивительна. Мнемонические приемы употреблялись еще в давние времена. Удивительно лишь то, что эти приемы до сих пор многим не известны. Обладатели мнемонических секретов всегда вызывают любопытство не посещенных [25, c.88].

А. Н. Леонтьев считает, что «применение эффективных и интересных для детей мнемотехнических средств позволит качественно развивать произвольную память ребенка» [3, с. 31].

Благодаря использованию мнемотехники, можно решить следующие проблемы у детей :

- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

- развитие логического мышления;

- становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов [6, с. 3].

Роль мнемотехники для развития ребенка актуальна и на сегодняшний день. В книге «Практическая система запоминания» В. Козаренко и М. Зиганов предлагают рекомендации использования мнемотехники в развитии памяти человека. При правильно построенном обучении можно добиться заметного эффекта в развитии памяти в дошкольном возрасте. У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление и память. Чтобы детям было интересно обучаться, необходимо предъявлять опорные рисунки для заучивания стихотворений [27]. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Также термин «мнемотехника» употребляют как обозначение визуализации некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. Это может быть наборы символов, предметов, изображений. Также можно сказать, что мнемотехника – это система «внутреннего письма», которая основывается на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими важные элементы запоминаемой информации. Выделяют несколько этапов мнемотехнического запоминания : Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.

В дошкольном возрасте очень важно направить ребенка на произвольное запоминание, донести до его сознания необходимость в нем, научить специальным приемам логического запоминания. Произвольная память развивается лучше, если взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при переводе, заучивания, рассказывание, создание историй и сказок, т. е. ставит цель вспомнить. Важно, чтобы требование запомнить было обусловлено потребностями деятельности, в которую вовлечен дошкольник.

Таким образом, можно сделать вывод о важности использования мнемотехники для стимулирования развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста. Этот метод позволяет детям легче запоминать и вспоминать информацию, что положительно влияет на их обучение и психологическое развитие.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2024 в 12:40
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Арина Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД