Надежда Хоменкова
Мягкие модульные элементы в области физического развития воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Мягкие модульные элементы в области
физического развития воспитанников ДОУ»
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
Публикация «Мягкие модульные элементы в области физического развития воспитанников ДОУ» размещена в разделах
ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
обучать детей правилам безопасности;
создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, сопутствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Предметно – пространственная среда для физического развития должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна представлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и представлять достаточно места для двигательной активности). Хорошими помощниками при построении игрового пространства на физкультурных занятиях являются наборы мягких модулей.
Мягкие модули изготавливают из качественного материала, который не причиняет вред ребенку. Они безопасны, так как не имеют острых углов. При их изготовлении используют гигиенические, гипоаллергенные и экологически чистые ткани. Внутри модулей мягкие наполнители. Благодаря простой чистке их можно использовать и на свежем воздухе. Каждая фигура способна выдерживать большие нагрузки, но, тем не менее, форма быстро восстанавливается.
Ни для кого уже не секрет, что мягкие модули способствуют благоприятному развитию детей. Наборы, которые состоят из группы элементов, отличаются как размером, так и формой. Это дает возможность воспитанникам фантазировать и творчески мыслить.
Актуальность работы. На современном этапе мягкие модули выступают одним из важных методов обучения. В специализированных учреждениях их используют как носители коррекционных функций. При играх с модулями задействованы почти все группы мышц, что дает возможность развитию и коррекции моторики рук детей, познавательная деятельность способствует развитию эмоционально – волевой направленности у ребенка.
Конструирование из мягких модулей – это творчески – продуктивное занятие. Игра с мягкими модулями поддерживает у воспитанников интерес к обучению, активизирует двигательную систему, навыки коммуникации.
Занятия при помощи мягких модулей следует проводить активно, эмоцио-нально и весело. А большое обилие количества элементов не поставит перед детьми никаких границ для творческой деятельности.
Яркие детали создадут незабываемую атмосферу интересной игры. Именно благодаря таким играм, дети учатся ориентироваться в понятиях (форма, величина, размер, цвет). Они дают толчок к творчеству, созиданию, добру, развитию мышления.
Использование мягких модулей позволяет скорректировать различные отклонения, которые связаны с моторной деятельностью ребенка. А монотонные или однотипные упражнения превратят в интересный процесс.
Цель проекта: создание условий для стимулирования двигательной активности, конструирования и организации игр с использованием мягких модульных элементов.
Задачи:
показать способы и приемы проведения НОД с использованием элементов двигательной активности, конструирования и организации игр с воспитанниками с использованием мягких модульных элементов;
развивать координацию и моторику;
развивать конструктивную и познавательную деятельность воспитанников;
развивать социально – эмоциональную сферу в организации сюжетно – ролевых игр.
Средства достижения поставленных задач:
применение мягких модульных элементов на НОД по физической культуре;
применение мягких модульных элементов при проведении праздников и вечерних досугов с воспитанниками;
картотека игр и заданий с использованием мягких модульных элементов;
информационные листы для родителей.
Условия:
разработать картотеку игр и заданий с использованием мягких модульных элементов.
Длительность проекта:
В течение всего учебного года.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к воспитаннику в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность, следование от простых и до-ступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность) повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функций.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
определение педагогом темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
изучение методической литературы по данной теме.
Подготовка наглядного материала:
письменных консультаций, информационных стендов;
разработка и сбор картотеки игр и заданий с использованием мягких модульных элементов.
2. Основной этап реализации проекта:
составление перспективного плана по использованию мягких модулей на занятиях по физической культуре;
включение игр и заданий с использованием мягких модульных элементов в конспекты занятий, в сценарии праздников и вечерних развлечений.
Рекомендации по использованию мягких модульных элементов в области физического развития воспитанников :
a) Мягкие модули используются для развития двигательной активности:
развитие общей подвижности;
тренировка силовой выносливости всех групп мышц;
развитие координации и ловкости;
развитие равновесия;
совершенствование в управлении своими движениями;
закрепление основных движений;
создание положительного эмоционального фона занятий.
b) Для конструктивной и познавательной деятельности:
формирование представлений о цвете, форме, размерах предметов;
формирование математических представлений для закреплений количе-ственного порядкового счета, знания цифр и чисел;
умение складывать целое из частей и находить части в целом;
расширение представлений об окружающем мире;
развитие конструктивных способностей и логического мышления;
развитие самостоятельности в решении конструкторских задач.
c) Для развития социально – эмоциональной сферы в организации сюжетно - ролевых игр:
оформление интерьера;
создание тематического пространства в соответствии с содержанием игр;
организация совместных игр.
Примерные методические рекомендации по использованию мягких модуль-ных элементов :
1) В играх с математическими элементами :
1. На закрепление количественного и порядкового счета, знания цифр и чисел. Используются все элементы
1 вариант: дети должны подобрать фигуры указанного цвета независимо от формы. Выигрывает тот, кто больше соберет фигур.
2 вариант: детям предлагается посчитать фигуры определенного цвета, и названное число обозначить цифрой.
2. На закрепление умения различать цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Используются таблетки
Фигуры расположить по порядку слева направо. Задать вопросы: «Какая по счету таблетка красного цвета?», «Какого цвета первая таблетка?», «Поставь на четвертую фигуру кубик» и т. п.
2) На занятиях по физической культуре :
1. На закрепление основных движений:
ходьба;
бег «змейкой»;
соблюдение равновесия;
прыжки с высоты. Игры и игровые упражнения:
«Не задень»
Ходьба и бег «змейкой» между таблетками.
«Прокати»
Дети друг за другом прокатывают мячи «змейкой» между таблетками.
«С кочки на кочку»
Используются таблетки, которые ста-вятся в одну линию. Дети друг за другом встают на фигуру и спрыгивают с нее.
2. В подвижных играх «Через болото»
Разложены все элементы в шахматном порядке. Дети идут, наступая, перелезая через фигуры, через «болото».
«Найди свой домик»
1 вариант Фигуры расположены по всему залу. Дети выбирают одну из них. По сигналу «На прогулку!» дети разбегаются в разных направлениях. На второй сигнал «Найди свой до-мик!» - бегут к своим фигурам.
2 вариант Фигуры по одной убираются. Дети должны занять как можно быстрее любую фигуру. Выигрывает тот, кто занял домик.
3 вариант Фигуры расположены по всему залу, у каждого ребенка кубик. Под музыку дети разбегаются по залу. С остановкой музыки бегут к фигурам соответствующим цвету кубика.
«Преодолей полосу препятствий»
Из элементов мягких модулей создается полоса препятствий, которую дети должны выполнить: подлезание, ходьбу на равновесие, прыжки в высоту и с высоты.
Эстафеты
«Чья команда быстрее выполнит задание»
1. Построить дом. Выигрывает та команда которая быстрее выполнит задание.
2. Перепрыгнуть через брусок.
3. Переползти передвигаясь по пластунски.
3) При конструировании:
Для сюжетно – ролевых игр.
В качестве маркеров игрового про-странства. Из мягких модулей можно постро-ить :
«Дома»;
«Мебель»;
«Машину»;
«Квартиру» и т. д.
Создание декораций для игр:
«Семья»;
«Магазин»;
«Театр» и т. д.
:
Приложение 1.
Перспективно – тематическое планирование образовательной деятельности с использованием мягких модульных элементов в области
физического развития воспитанников подготовительной группы
Месяц Раздел Тема игр-занятий Оборудование
Сентябрь Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Не задень»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди свой до-мик»
«Преодолей полосу препятствий»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим дом» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Октябрь Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Прокати»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Через болото»
«Эстафета» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим башню и мост» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Ноябрь Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «С кочки на кочку»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди свой до-мик»
«Преодолей полосу препятствий»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим лабирин-ты» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Декабрь Игры с математиче-скими элементами. «Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Не задень»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Через болото»
«Эстафета» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Зимний лес» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Январь Игры с математиче-скими элементами. «Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Прокати» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди свой до-мик»
«Преодолей полосу препятствий»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим замок» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Февраль Игры с математиче-скими элементами. «Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «С кочки на кочку»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Через болото»
«Эстафета» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим транс-порт» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Март Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Не задень»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди свой до-мик»
«Преодолей полосу препятствий»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим мебель» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Апрель Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Прокати» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди тропинку»
«Преодолей полосу препятствий»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Магазин» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Май Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «С кочки на кочку»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Преодолей полосу препятствий»
«Через болото»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим детский сад» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Июнь Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Не задень»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Слушай внима-тельно!»
«Через болото» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Прогулка по по-лянке» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Июль Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «Прокати» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Слушай внима-тельно!»
«Через болото» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим живот-ных» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Август Игры с математиче-скими элементами. «Посчитаем»
«Построй фигуру» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики с цифрами.
Упражнения на за-крепление основ-ных движений. «С кочки на кочку»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Туннель;
Мячи разного размера.
Подвижные игры.
«Найди свой до-мик»
«Эстафета»
Мягкие мо-дульные эле-менты;
Кубики.
Сюжетно – ролевые игры. «Строим по выбору воспитанников» Мягкие мо-дульные эле-менты;
Приложение 2.
Возможные варианты упражнений и игр.
«Посчитаем» - предлагаю детям «посадить» на поле цветочки столько, сколько они услышат хлопков.
«Найди тропинку» - задание состоит в том, чтобы, шагая по модулям «выйти из леса». Условие такое: шагать можно только по прямоугольникам/кругам, либо по фигурам красного/желтого цвета, по большим/маленьким фигурам.
«Построй мост» - ребенку сообщаю ситуацию – нужно перейти через вол-шебную реку. Но мост нужно строить только из деталей, расположенных в определенной последовательности, например: прямоугольник, круг, квадрат.
«Строим дом» - каждому ребенку в команде даю один модуль. Задание – выстроить дом из модулей. Какая команда детей быстрее справится с заданием, та и является победителем.
«Построй башню» - делю детей на 2 команды, ставлю в 2 колонны. Модули сложены между колоннами вперемешку. Задание – выстроить пирамиду/башню из прямоугольников – первой команде, из квадратов/модулей-таблеток – второй команде. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.
«Слушай внимательно!» - из модулей прямоугольной формы - кирпичиков выкладываем «дорожку». Расстояние между модулями чуть больше ступни ребенка. Воспитатель говорит слово вперед/назад и делает столько хлопков, сколько кирпичиков нужно переступить.
«Построй фигуру» - из предложенных модулей строим геометрическую фигуру. Квадраты – прямоугольник, треугольники – квадрат, из модулей-таблеток – цилиндр, из прямоугольника – трапецию.
«Художник» - на модуле-мате «рисуем» любую картину, используя плоские предметы: цветы, бабочки, фрукты, геометрические фигуры. «Картину» оформляем из деталей конструктора при помощи двухстороннего скотча и мелких пластмассовых игрушек. Рисуем по заданию или по собственному замыслу ребенка.
«Дизайнер» - из модулей сооружаем мебель для кукольного уголка и декорируем ее деталями: геометрическими фигурами, сделав из них узор или забавные мордашки.
«Какое время года?» - по заданию ребенок строит из модулей предмет для игры в определенное время года. Дети должны отгадать, какое именно время года загадано. Например: песочницу, горку, ворота с мячом, кораблик, каток, бассейн.
«Поезд» - ставлю модуль-поезд и говорю, что пассажирам нужно самим подготовить себе вагон для путешествия. Это может быть модуль определенного цвета или формы, размера. Усложняю задачу – каждый вагон должен состоять из 2 модулей, нужно поставить их так, чтобы ехать было удобно и надежно. В данной игре хорошо развивается логическое мышление. Главное помнить, что вагоны должны стоять друг за другом и ваш поезд готов к путешествию. Можно спросить из каких деталей состоит вагон ребенка и куда бы он хотел отправиться на этом поезде.