Светлана Михайловна Лычковская
Консультация «Мирись, мирись, мирись… О детских ссорах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мирись и больше не дерись. А если?
Отчего ссорятся дети? Вообше-то, так задумано премудрой природой - в конфликте и поиске способов выхода из него малыши постигают искусство общения со сверстниками в частности и премудрости жизни в социуме в целом. Взрослые часто стараются не допускать конфликтных ситуаций и всячески заступаются за сына или дочь, внука или внучку. В большинстве случаев это не оправдано - чем чаще родители берут на себя роль миротворца-заступника, тем более привычной для ребенка становится ситуация, когда за него все делают другие. В конечном итоге, от этого страдает самооценка и осложняется адаптация в коллективе. Хотите вырастить лидера - доверяйте ребенку и учите его не жаловаться, а самостоятельно искать компромисс в отношениях с друзьями.
Темочки:
Детям, которые к возрасту 6-7 лет не научились сосуществовать с ровесниками, приходится особенно сложно - на фоне возрастного кризиса конфликты в группе становятся особенно ожесточенными и без вмешательства педагога практически не обходится.
В этом году нам на практике пришлось столкнуться именно с такой ситуацией - в группу объединились дети сложные, активные и к возрасту подготовительной группы абсолютно не обладающие навыком решения какого бы то ни было конфликта. Дети очень импульсивные - то они дружат и жить друг без друга не могут, то вдруг поссорились и общаться не хотят. Психоэмоциональный климат в группе в начале года был на нуле и ниже.
Микроклимат - качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей - некая совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Иными словами - напряженные отношения в группе нельзя пускать на самотек. Взрослые, по меркам детского сада, дети нуждаются в помощи. Иначе конфликтные ситуации будут нарастать, со временем появятся однозначные аутсайдеры - а значит, и явные. нет, не лидеры в хорошем смысле. а просто те, кто научился давать отпор обидчику.
Ведь, кроме прочего, социально-психологический климат — это такое психическое состояние детей определенной возрастной группы, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности, некий сплав эмоций и интеллекта — отношений, настроений, чувств детей.
Эмоциональное благополучие - одно из главных условий полноценного развития личности ребенка. И в условиях детского сада оно во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный микроклимат.
Как же, просто наблюдая за детьми, понять, насколько комфортно они ощущают себя в группе сверстников и в присутствии воспитателей? существует несколько очевидных признаков.
• хорошее настроение детей в течение всего дня;
• доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• способность детей занять себя интересным делом;
• отсутствие аутсайдеров;
• возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях;
• желание участвовать в коллективной деятельности;
• удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Таким образом, после серии консилиумов, решено было начать с усовершенствования предметно-развивающей среды. Она должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции - это очевидно. Но - необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежании конфликтных ситуаций. Иными словами, пространство группы должно быть психологически комфортным для каждого ребенка.
В группе появилась такая простая в исполнении, но очень действенная деталь - экран эмоций. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Но не менее важно сохранить положительный настрой в течении всего дня. На седьмом году жизни детям - не абсолютному большинству, но по-крайней мере некоторым - достаточно проанализировать свое настроение, понять, как оно меняется в течении дня, поставить напротив своего имени грустный или сердитый смайлик - и происходит своеобразный выплеск отрицательных эмоций. Как говорят психологи - проговорил, а в данном случае как бы проиллюстрировал, значит пережил. Вот такой экспресс-регулятор психического напряжения детей.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования социально – психологического климата в группе детей. Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и может воспитывать хорошие манеры. Для формирования социально-психологического климата в группе хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения, воспитывать любовь и уважительные отношения к окружающим, помогают ребенку накопить социальный опыт. Но ведь игры и игрушки подчас становятся регуляторами психического напряжения. Ведь ещё в древности человек заметил, что отсутствие игрушек осложняет успешное развитие ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Именно благодаря им малыш усваивает социальные нормы поведения, развивается как психологически успешная личность, чтобы в будущем он должен войти в общество социально адаптированным человеком. Учитывая, что игра в этом возрасте все еще является ведущей формой деятельности, а значит играя мы проводим, так или иначе, большую часть дня - появилась необходимость отфильтровать игры с явным соперничеством. Умение проигрывать - отдельная тема. В приоритете оказались ролевые игры, в которых мы учимся справедливо распределять роли и моделируем различные ситуации. Огромный пласт - игры дидактические и речевые. Образовалась прекрасная традиция: вставать в кружок перед прогулкой, хором произнести шутливый девиз группы -на тему дружбы, конечно же и проиграть в речевую игру - ласково назвать, например, друг друга по имени, или любой другой вариант игры "Назови ласково" - названия ягод, персонажей сказок. Дети включаются с удовольствием и энтузиазмом, сами предлагают темы. Да и вообще, продуманный и направленный организационный момент, не только перед прогулкой, перед занятием, да и просто как вхождение в день, может способствовать снятию напряжения, улучшению настроения, обмену положительными эмоциями.
Распространенная ситуация - конфликта избежать не удалось. Бывает? Конечно, и не редко. Первое, что вспомнилось - как мы в детстве решали эти проблемы : зацепились мизинцами, трясем друга за руку и смеемся вместе.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду ругаться.
Но ругаться нам нельзя,
Ведь мы с тобой друзья.
Пальчик, пальчик - выручай!
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком обнимитесь!
Гриша с Игорем (вставляйте имена) помиритесь!
Дай скорей мизинчик свой.
Зацепи его за мой.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы друзья с тобой опять!
Такие стишки-мирилки, кстати сказать, нужны порой не только детям, но и взрослым. Ссоры с ребенком ведь случаются и дома. Почему не помириться подобным образом?
Здесь самое время немного сказать о наших играх-мирилках.
Например, такая - она подойдет больше детям старшего дошкольного возраста. Можно предложить поссорившимся детям поменяться ролями, представить себя на месте друга. Здесь важно четко и доступно определить задачу - не отстаивать собственную правоту, а полностью повторить то, что делал товарищ, и попытаться объяснить такое поведение. Справедливости ради, нужно отметить, что иногда накал эмоций слишком велик и призыв обратиться к здравому смыслу не срабатывает. Ведь дети ссорятся как? Каждый раз навеки. Каждый раз кажется, что он такой плохой, что никогда больше с ним водиться не надо. Можно поискать выход в умении говорить комплименты - заодно, кстати, и с развитием речи проинтегрируем. Сажаем поссорившихся напротив, сами располагаемся рядом. Берем какую-нибудь игрушку и со словами: «Ты такой добрый», – отдайте ее ребенку, который сидит рядом. Теперь его очередь сказать комплимент соседу и передать игрушку. В такой игре-мирилке дети постепенно поймут, что хороших черт у друга гораздо больше, чем плохих, и ссора забудется. В качестве превентивной меры можно поиграть в комплименты всей группой - сесть в кружок и передавать друг другу мяч, говоря любезности.
Частенько помогает игра-мирилка для настоящих друзей, разновидность игры в "Фанты". Поссорившись, дети далеко не всегда находят в себе силы сказать : «Не обижайся, хочешь, я сделаю что-нибудь для тебя». И мы можем помочь им сделать это в игре. Здесь в ход идет резервный мешочек в заранее написанными на бумажках заданиями - по-возможности, смешными, шуточными. Как вариант - можно играть в "Фанты" всей группой - это весело, а кроме того такая игра учит ребят прислушиваться к друзьям. Да на самом деле, подойдет в большинстве случаев любая дидактическая игра или "ходилка" в коробочке с надписью "Игра-мирилка" - главное, чтобы дети свято уверовали, что, сыграв в нее, они восстановят хрупкий мир.
Кроме всего прочего - ссору можно нарисовать. Это опять же из разряда "проговорил, значит пережил". Такой вариант подходит замкнутым и стеснительным деткам. Но ведь мириться все же надо - по-крайней мере, попытки надо делать. Предложим участникам конфликта - или одному из них - нарисовать то, что произошло. А потом, рассматривая вместе с детьми рисунки, инициируем диалог. Детские ссоры, какими бы глобальными они не казались участникам, быстро забываются. Иногда достаточно пары минут - и конфликт исчерпан. Важно понять, наблюдая, где тот вариант "мирилки", который окажется единственно верным в каждой конкретной ситуации.
Не так просто оказалось добиться доброжелательности в отношениях. Собственно, говорить пока можно только о положительной динамике, и то не всегда. Случаются вульгаризированные обращения с использованием только фамилии, дети демонстрируют жадность, неуступчивость, подозрительность в отношении друг друга, смеются над промахами товарища. Беседы, беседы и еще раз беседы, игровые ситуации, ролевые игры - все, что стимулирует детей к анализу своего поведения. Конечно же, роль семьи в этом вопросе неоценима - модель поведения ребенок приносит из дома, и в случае, если она идет вразрез с тем, чему учат и о чем говорят в течении дня педагоги. отдачи ждать не приходится.
Что радует - явных и безусловных аутсайдеров среди наших детей нет. У части детей сложились микрогруппы по интересам, они способны к самостоятельной организации деятельности и длительному сосредоточению на ней. В какие-то моменты группы стихийно образуются по интересам и виду деятельности. Если и возникает эпизодически "неприкаянный" ребенок, при известных усилиях со стороны воспитателя он быстро включается в общую тему - одну из. Поскольку режим дня рационален, образуется достаточно времени для свободного общения и деятельности детей. Педагогам, конечно же, именно наблюдение за свободной деятельностью дает возможность делать выводы об истинном положении дел в детском коллективе. Здесь же есть реальная возможность понять, где уже возможен партнерский стиль общения с детьми, а где по-прежнему обоснованы авторитарные методы руководства.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в безопасности очень важен, во-первых, режим дня, четкий и раз и навсегда сложившийся, и, во-вторых, информированность детей о том, чем они будут заниматься в течение дня. Если же речь идет о гиперактивных детях - будь то особенность характера, или некий неврологический момент - это важно вдвойне. Идеально, если получается начинать день с рефлексии дня накануне, обсуждения общих планов, выслушивать пожелания, предложения.
Отличная тема для укрепления партнерских отношений в группе - коллективная деятельность. Не обязательно на занятии, а в принципе - какие-то затеи, объединенные общей идеей, досуги, командные игры - проиграть командой не так обидно с одной стороны, и есть, к чему стремиться, с другой.
Детский сад во все времена был особым местом в жизни большинства детей. Хочется, чтобы он ассоциировался у детей с теплым и уютным домом. И сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия и умения сохранять внутреннее равновесие необычайно остра. Причина тому, очевидно, дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.
Любящий и понимающий взрослый, если он умеет интересно играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным своим окружением как в семье, так и в детском саду. В период дошкольного возраста главными действующими лицами, задающими вектор общения, являются взрослые – родители, педагоги. Принципиально важно отношения с детьми строить на основе партнерства, уважения и справедливости. Воспитателям необходимо видеть индивидуальность каждого ребёнка, чувствовать и стараться объяснить его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, вставать на позиции ребёнка и вызывать тем самым доверие к себе. Именно так формируется у детей чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
По наблюдениям - стоит только переступить порог группы, и можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности.
Последствия психологического дискомфорта в детстве - появление фобий, страхов, тревожности, агрессивности; переход психологических переживаний в соматические расстройства - ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; проявление детских психологических травм в более зрелом возрастном периоде.
Таким образом, хороший климат складывается тогда, когда все присутствующие чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают и право других быть самими собой. И фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должны сделать педагоги, заинтересованные в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. И, конечно же, привлекать родителей к воспитательному процессу и обращаться к ним с призывом объединить усилия в случае нестандартной ситуации. В затруднительных для ребё нка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. Все мы помним, что ребенок развивается активнее всего в тот момент, когда достигает потолка своих возможностей.