Тамара Тарасова
Конспект интегрированного занятия по развитию произносительной стороны речи «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие произносительной стороны речи и свободного общения взрослых и детей.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей умения находить и выделять в словах заданные звуки;
- Формирование правильного речевого дыхания;
- Умения изображать различные эмоциональные состояния с помощью мимики;
- Развивать у детей внимание, фонематический слух.
- Содействовать свободному общению детей.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию произносительной стороны речи „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Учить детей устанавливать зависимость окраски насекомых от среды обитания; - Уточнить знания детей о мире насекомых, их связи с окружающим миром; - Развитие инициативности, эмоциональной отзывчивости к окружающей деятельности; - Закреплять правила поведения в природе; формировать привычку к безопасному поведению; - Развивать познавательную активность, основы логического мышления, наблюдательность. - Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
Образовательная область: «Социально – коммуникативная», «Речевая»
Материал: Фланелеграф. Макеты цветов. Схемы признаков живого и цикл развития бабочки. Игрушки насекомых.
Предварительная работа: Беседы, экскурсии, рассматривание насекомых, наблюдение за ними. Чтение художественной литературы.
Ножки, ножки
Бежали по дорожке
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыг – скок, прыг – скок,
Прибежали на лужок,
Сели дружно все в кружок.
В. Посмотрите - на какой красивый лужок мы с вами пришли. Каким стало ваше настроение, когда вы увидели, как красив этот лужок? (хорошее, радостное, счастливое). Как можно показать ваше хорошее настроение? (улыбнуться)
Так давайте же улыбнёмся, а так же подарим улыбку друг – другу, чтобы сохранить это хорошее настроение на протяжении нашей прогулки.
1. Артикуляционные упражнения с одновременным движением кистей рук.
- Окошечко в домике открылось.
- Улыбка дудочкой.
- Качели.
- Лошадки.
2. Развитие речевого дыхания.
В. Жил в лесу большой жук. Жужжал он низким голосом: Ж-Ж-Ж. И все его боялись. А в этом же лесу жил маленький жук и жужжал он тоненьким голоском: ж-ж-ж. И вот большой жук пригласил маленького жука к себе в гости. Как он его пригласил? (Ж-Ж-Ж). Маленький жук сначала испугался, а потом согласился. Как он согласился? (ж-ж-ж) И полетели они к большому жуку домой, и стали они с тех пор большими друзьями.
В. В разговоре двух жуков, какой звук вы слышали? (мы слышали звук ж).
Правильно звук ж-ж-ж. А сейчас сядем поудобнее, да расскажем чистоговорку, только во время рассказывания необходимо чётко произносить звук ж-ж-ж.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу- жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
В. Предлагаю поиграть вам в игру. Я буду произносить слова, а вы, если в них будет звук ж-ж-ж, хлопните в ладоши, а если нет спрячете их за спину, согласны? (да)
Жук, жаба, пижама, забор, сук, кожа, лыжи, гора, ножи.
Продолжим игру. Вы сейчас будите слушать слова со звуком ж-ж-ж, прослушав, скажете на каком месте в слове будет стоять этот звук, в начале, середине или в конце слова.
Жук, лыжи, гараж.
В. Ребята, сегодня мы с вами говорили о жуках. А жуки это кто? (насекомые)
А каких ещё насекомых вы знаете? (кузнечик, муха, шмель, оса, комар)
Давайте мы с вами поиграем ещё в одну игру «Расколдуй насекомое», я буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать, если вы их правильно отгадаете, то колдовство с насекомых спадёт и оно появится на лужайке.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж в волю нажужжусь? (Жук)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят? (Пчёлы)
Спинка в веснушках,
«Ах, как неловко!»
И покраснела (Божья коровка)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт? (Паук)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт - тогда перестаёт? (Муха)
Сорвать цветок я захотел,
А он. вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскач? (Кузнечик)
В. Посмотрите, сколько маленьких жителей лужайки мы расколдовали!
А сейчас взмахом руки я превращаю вас в кузнечиков.
Разминка: Поднимайте плечики!
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали,
Опять прыгай высоко,
Прыгай ловко и легко.
В. Скажите, а чудеса вам нравятся? (Нравятся) Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот например бабочка. (Показать схему цикла развития бабочки) Бабочка откладывает много яиц. Часть их склёвывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой и крылья обсохнут, бабочка пошевелит ими и улетит.
Вопросы к рассказу.
- Что откладывает бабочка? (Яйца)
- Кто появляются из яиц? (Гусеницы)
- В кого превращается гусеница? (В куколку)
- Кто выходит из куколки? (Бабочка)
В. А как вы думаете, есть ли у насекомых враги? (Есть) Кто они? (Птицы, люди). Как насекомые спасаются от врагов? Почему кузнечик зелёный? (Потому что он живёт в траве. Приспособился к тому месту где живёт, трава зелёная)
Почему майский жук коричневый? (Живёт на ветках деревьев, а они коричневые)
В. Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая, её любая птица заметит. Где же ей прятаться? (Ей прятаться не обязательно, у неё есть секрет, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет, поэтому её никто не ест)
Давайте послушаем стихотворение про божью коровку.
Платье в горошек у божьей коровки,
Божьей коровке плохо в коробке
Божью коровку пальцем не трогай.
Пусть уползает зелёной дорогой,
Пусть улетает синей дорогой.
Пожалуйста, божью коровку не трогай!
Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (Они живые)
Как вы догадались что они живые? Они дышат, двигаются, питаются, растут, размножаются)
Да, насекомые живые, их нельзя обижать, ими можно любоваться, смотреть как они летают, прыгают, жужжат, стрекочут)
Давайте в конце нашей прогулки сделаем вывод, всё живое должно жить.
В. В качестве напутственных слов вам хочу прочитать стихотворение Н. А. Фоминковой «Любите всё живое».
Птички, бабочки, лягушки,
Насекомые, зверушки…
Все привыкли жить на воле –
Очень плохо им в неволе!
Нельзя их в баночки сажать –
Им надо ползать, петь летать
И плавать в тёпленькой водице –
Давить, топтать их не годится!
Пожалейте муравья!
Накормите воробья!
Не надо птиц сачком ловить,
А нужно просто всех любить!
Я очень дети вас прошу:
Любите всё живое,
Ведь у нас одно на всех небо голубое!
И ещё : Если вам по душе
Красота земная,
Берегите её,
Устали не зная!
Литература:
Сысоев Н. Д. «Встречи с природой» Агропромиздат 1986
Стрижев А. К. «Календарь русской природы» М; Моск. рабочий,1981
Бианки В. «Лесная газета» М; Правда 1986
Зотов В. «Лесная мозаика» М; «Просвещение» 1993
Колвин Л. «Живой мир» М; Росмэн 1995
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. - М. : Педагогика, 1978
Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М. : Просвещение, 1991